«Дедушка Алексий, моли Бога обо мне!»
В Службе Милосердия Екатеринбургской епархии уже год трудится Ирина Наврось. Однажды Ирина рассказала, что ее прапрапрадедушка – священник Алексий Меркурьев – причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Она так просто говорила об этом, показывала личные вещи батюшки… С одной стороны, да, – XX век породил множество таких историй. Но когда ты узнаешь об этом вот так, из первых уст, то начинаешь осознавать, что в масштабе вселенского времени святые угодники жили совсем недавно, и так близок становится их подвиг. Возникает ощущение родства. Удивительное наше время: всего за два-три поколения мы забываем наших предков. А потом, в непростые моменты нашей жизни, вспоминаем о них. И сегодня Ирина расскажет нам историю своего дедушки и немного – свою собственную.
Священномученик отец Алексий
О батюшке известно по документальным источникам и воспоминаниям прихожан храма во имя Вознесения Господня в селе Корюковское Камышловского уезда, в котором он нес свое священническое служение в последние годы. В основном все они собраны в книге «Жития святых Екатеринбургской епархии», которая удивительным образом оказалась в нашей семье, но об этом – чуть позже.
Алексей Меркурьев родился в семье священника в 1852 году. Он окончил Екатеринбургскую духовную семинарию, служил псаломщиком и преподавал Закон Божий, а в 1892 году был рукоположен в сан священника. В течение десяти лет он служил в Покровской единоверческой церкви села Иванищевского Шадринского уезда, а после был переведен в Вознесенский храм села Корюковского. Здесь отец Алексий не только творил молитвы, совершал требы, проповедовал и беседовал с прихожанами, но ещё и строил церковь. При его активном участии и прямом руководстве вместо старого деревянного началось возведение каменного храма, который, к сожалению, так и не был достроен. Начались трудности военного времени, потом – революционное лихолетье. А в советское время в здании недостроенного храма открылась школа.
Отец Алексий был счастлив в браке. К слову, его супруга, матушка Антонина Григорьевна, происходила из старинного священнического рода Павлинских, который дал русской земле многих достойных служителей церкви и даже архиереев. Супруги в благочестии воспитали восьмерых детей: четырех девочек и четырех мальчиков. Ребята с малых лет были приучены к молитве и труду, а двое старших сыновей, Константин и Иаков, пошли по стопам отца и вступили на путь духовного служения. Антонина Григорьевна ушла из жизни рано, в возрасте 54 лет. Заботы о младшей трехлетней дочери Наде помогли тогда отцу Алексию пережить эту утрату.
Когда произошел октябрьский переворот, священник продолжал усердно служить Богу и людям. Даже с приходом в село отряда красноармейцев, которые готовились дать бой колчаковским войскам, отец Алексий не прекращал служить. В день своей мученической кончины летом 1918 года он крестил младенца Анну Неугодникову, о чем есть запись в метрической книге Корюковской церкви.
Отца Алексия расстреляли прямо на паперти. Без суда и следствия, на глазах у прихожан, сына и дочери «красные орлы» поставили пожилого священника к стенке. Один из местных жителей рассказывал нам потом, что его мама, тогда еще маленькая девочка лет шести, находилась около церкви в тот день и потом всю жизнь вспоминала об этом страшном событии. Была суматоха, крики, девочка протиснулась сквозь толпу, подошла к розвальням, поднялась на колесо и заглянула в них: там лежал убиенный священник. Она очень испугалась и не успела вскрикнуть, как к ней подошел солдат и отогнал со словами: «Нечего тебе здесь смотреть»… Позже, в 1933-мгоду, был репрессирован и умер в пересыльной тюрьме священник Константин Меркурьев, сын отца Алексия.
Уже в наше время, 26 июля2013 года, жители села Корюковского воздвигли поклонный крест на месте убиения отца Алексия. Наша семья тоже принимала участие в этом важном для всех событии. Храм Вознесения Господня в Катайске и по сей день не вернули церкви: там расположен культурно-досуговый центр. А рядом с могилой батюшки, убывшего Богоявленского храма, до сих пор стоит памятник «красным орлам», которые как раз и вершили подобные расправы.
Мой путь к храму
В 1995 году наша семья – мама, брат и я – крестилась в Иоанно-Предтеченской церкви. Мне тогда было 14 лет, и никаких знаний о вере у меня не было, за исключением молитвы, которой научила меня бабушка много лет назад. До сих пор помню ее слова: «Огороди меня, Господи, силою животворящего Твоего Креста, и пошли мне Ангела-хранителя, и защити меня от всякого зла».
Но, видимо, для меня ничего не изменилось. Наступила бурная молодость, влюбленность, я вышла замуж. И только две неудачные попытки выносить беременность заставили меня понять, что ни эзотерика, ни йога, которыми я тогда увлекалась, в этом горе помочь не могут, и привели в храм. После усердных молитв у нас с мужем родился первый сын.
Вскоре радость от появления малыша стала омрачаться бесконечными взаимными придирками и ссорами, так что в считанные месяцы мы договорились до развода. В этих новых скорбных обстоятельствах я опять вспомнила о Боге, стала молиться, и помощь от Него пришла. Моя хорошая школьная подруга в то время стала матушкой, а ее супруг, отец Димитрий, помог мне на пути воцерковления, отвечал на волнующие меня вопросы, снабжал полезными книгами. Так мало-помалу начался желанный путь к Богу, отношения с супругом стали налаживаться, и, наконец, случилось ключевое событие этой истории…
Знакомство с дедушкой
Однажды у нас в доме появилась книга «Святые Екатеринбургской епархии». Ее принесла моя мама, которая тогда, в 2000-х годах, уже активно жила церковной жизнью. Трудно описать чувства, которые нахлынули на меня, когда я открыла главу, посвященную… моему прапрапрадедушке, священномученику Алексию Меркурьеву! Наш родственник оказался канонизированным Русской Православной Церковью святым угодником Божиим, а мы об этом даже ничего и не знали! Семейная история сохранила лишь то, что наши предки были священниками. Статья о святом, положившем жизнь за Христа, сильно тронула душу и пробудила огромное желание узнать глубже нашу веру и обрести потерянное сокровище – принадлежность к святой апостольской Церкви.
Мы по крупицам стали собирать всю информацию, которая касалась жизни священномученика Алексия. Долго искали фотографию дедушки и в итоге обнаружили у старенькой родственницы снимок, на котором он был запечатлен вместе со всей своей семьей.
Мой дядя нашел фильм про отца Алексия и познакомился с его создателем – историком Андреем Печериным, который изучает жития новомучеников земли Уральской. На дне рождения одного из наших родственников мы все вместе смотрели фильм о жизни и святом подвиге священномученика Алексия.
Еще одним удивительным событием стала для меня духовная встреча со святым предком. На Литургии в екатеринбургском храме Преображения Господня как будто случайно я встала у иконы Собора святых Екатеринбургской епархии – и вдруг встретилась взглядом со своим прапрапрадедом, который взирал на меня с иконы. Молюсь я ему пока неумело и несмело, опуская все «прапрапра»: «Дедушка Алексий, моли Бога обо мне!». Молитвенная связь с ним еще очень тонкая и поддерживается больше любовью священномученика к своему грешному и заблудшему потомству.
А два года назад Господь изменил мою профессиональную жизнь. Я очень долго находилась на распутье и не понимала, чем хочу заниматься. Где бы я ни работала, везде что-то не устраивало, не было мира в душе. Я стала молиться, чтобы Господь открыл мне Свою волю, и в то же время просила совета у дедушки Алексия. И ответ не заставил себя ждать. Во время декретного отпуска со вторым сыном я познакомилась с работой Православной службы Милосердия при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии. Год была добровольцем и уже год, как выполняю функции координатора Службы по работе с просителями.
Моя работа, несмотря на то, что постоянно приходится сталкиваться со скорбями и самой поскорбеть, приносит много радости, вдохновляет и дает силы, укрепляет в вере.
Слава Богу за все! Сердечное спасибо моей маме и всем родным за молитвы и поддержку!