17 мгновений зимы
Серым январским утром я стояла на остановке, ежась от пронизывающего ветра и тщетно стараясь поглубже зарыться лицом в воротник шубы. Мимо с грохотом проехал очередной трамвай – и снова не мой. Если дело так пойдет дальше, то совсем скоро я смогу исполнить роль сосульки или Снегурочки даже без дополнительного грима.
Надо сказать, что не только мороз был причиной озноба – меня колотило и от страха, внутреннего волнения. Сегодня должно было состояться самое первое занятие в школе приемных родителей, куда я записалась совсем недавно – на волне недавнего душевного подъема от решения стать приемными родителями. Однако сейчас этот самый подъем постепенно уступал место нараставшим сомнениям: когда наконец подошел нужный мне трамвай, я уже готова была развернуться и отправиться в обратный путь – домой, в свою прежнюю, пусть бездетную, но вместе с тем достаточно спокойную и стабильную жизнь. Перевесило, как ни странно, простое любопытство – уж больно хотелось мне хоть одним глазком посмотреть – что же это за школа-то такая приемных родителей и чему вообще в ней могут учить.
Выйдя из трамвая и двигаясь в стиле «шаг вперед и два назад», я добралась до нужного адреса. В небольшом холле под потолком гордо парил бумажный аист, а еще один такой же пернатый стоял у самой двери, гостеприимно встречая посетителей. До начала занятия – а я умудрилась приехать почти на час раньше назначенного времени (вот что значит – переволновалась) – мне предложили заполнить анкету. Стандартные вопросы о семейном положении, о составе семьи, о родственниках, откуда узнали о нашей школе. Ой, а это что еще такое? – какого пола и возраста хотите взять ребенка, на какую форму устройства в семью.
- А как быть, если я не знаю – ведь мы с мужем еще ничего не решили окончательно?
- Ну, тогда так и напишите – не знаю, не уверена, не решили.
Скажу честно, что в процессе заполнения анкеты паника у меня стала нарастать – наверное, в школу приемных родителей идут учиться те, кто уже твердо определился в своем намерении взять в семью ребенка-сироту, а не такие вот ни в чем неуверенные особы типа меня.
- Вот что же нам здесь написать – мы же еще ничего не решили? Давай напишем, что хотим взять девочку маленькую… Или нет, давай лучше напишем, что еще не знаем? – оказалось, что подобные вопросы возникли и у приехавшей следом за мной супружеской пары, тоже занимавшейся заполнением анкеты и «застрявшей» на тех же вопросах, что и я.
«Ну, хоть не одна я такая здесь, оказывается, сомневающаяся», – подумала я и пошла занимать место в первом ряду, т.к. народ постепенно прибывал и зал быстро заполнялся.
Это занятие – своеобразный день открытых дверей в школе приемных родителей – началось с того, что перед нами выступили руководители школы, наши будущие преподаватели – из двенадцати преподавателей шестеро сами были приемными родителями. Этот факт, несомненно, повлиял на нас, как-то сразу расположив к тем людям, которые уже приняли в свои семьи детей-сирот и готовы были поделиться своим опытом. При этом те из преподавателей, у кого были и собственные дети, именовали их не иначе как «самодельные», избегая тем самым противопоставления «свой ребенок» – «ребенок из детского дома»: в семье все дети – уже свои, просто пути их попадания в семью бывают разные – кого-то родили, ну а кого-то принес немного позже сбившийся с дороги аист.
Также за плечами у всех без исключения наших преподавателей имелся и многолетний опыт волонтерства: по образному замечанию одного из них, «волонтерили, постепенно приходя к мысли о том, что памперсы, мандарины и игрушки – вещи, конечно, нужные сиротам, но гораздо более им необходима, жизненно необходима семья». Так спонсоры и волонтеры постепенно становились приемными родителями.
Затем наступила очередь нас, записавшихся на обучение в школу приемных родителей, рассказывать о себе. Я была по-настоящему поражена услышанным, т.к. до этого искренне считала, что сирот берут либо бездетные пары, либо одинокие женщины с несложившейся личной жизнью. А тут такие разные истории: в группе нас было почти пятьдесят человек, и у каждого за плечами была какая-то своя история, какой-то свой опыт прихода именно к этому решению:
Жена банкира, лежавшая со своим ребенком в больнице и увидевшая в пустой палате ребенка-отказника.
Бизнес-леди, вырастившая двоих детей и готовая стать мамой в третий раз, только теперь уже приемной.
Многодетная семья, глава которой в ходе паломнической поездки «случайно» заехал в детский дом-интернат и познакомился там с подростком, инвалидом-колясочником.
Молодая девушка, чья подруга умирала от онкологии и попросила стать опекуном для ее детей.
Семейная пара врачей, после 18-летнего лечения уже не верящих в безграничные способности медицины.
Отец троих дочерей – «хочу наследника, но боюсь промахнуться в четвертый раз, поэтому решили взять сына – чтобы уж точно наверняка!».
«А мы уже приемные родители, вот идем за вторым ребенком».
«Приняли решение на семейном совете – раз у нас в материальном плане всего хватает, слава Богу, то почему бы не поделиться этим с каким-нибудь ребенком? – будем дочурку искать, младшую сестренку для наших пацанов».
Почетными гостями на первом занятии была семейная пара – бывшие выпускники школы, уже ставшие приемными родителями. Их сынишка шустро бегал по залу, с восторженным визгом гоняя воздушные шарики и заливаясь смехом, – по его внешнему виду уж совсем никак нельзя было предположить, что не так давно он лежал под капельницей в больничной палате, абсолютно ничей и с весьма мрачными прогнозами врачей на будущее.
Вообще приемные родители и их детки приходили почти на каждое занятие в школе и выступали вместе с нашими преподавателями, делились своим опытом, отвечали на вопросы, что-то советовали, подбадривали и т.п. Темы занятий были разные – медицина, правовые аспекты усыновления сирот, психологические отношения, адаптация ребенка.
Всего таких занятий было семнадцать – ну почти как мгновений весны, только учились мы весьма основательно: каждые выходные по 4-5 часов на протяжении двух месяцев. По окончании обучения проводилось небольшое собеседование и вручался сертификат об окончании школы приемных родителей.
Главным итогом обучения в школе для меня стала твердая уверенность в правильности принятого ранее решения, все сомнения остались в прошлом. Впереди теперь было самое важное и самое сложное – поиск «своего» ребенка.
Продолжение следует…