Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»?

Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария

Мария Капилина, детский психолог:

- Сразу оговорюсь, что мое мнение — это только анализ ситуации, а не осуждение участников. Никто лучше родителей не знает, что происходит в семье изнутри и во всей полноте. Воспитание — тонкий процесс, и готовых рецептов успеха в нем нет, есть общие принципы. Один из них — ребенок учится у родителей не тому, чему они хотят его научить, а тому, что они умеют сами. Мы хотим, чтобы наши дети были честными и порядочными людьми. Чему мы учим ребенка, читая его дневник? Тому, что уверенность в своем праве и желание получить информацию позволяет взрослым нарушать законы приватности. Можно же идти честным путем, например, спросить, можно ли прочитать дневник. Или спросить: «Есть ли что-то, за что ты переживаешь, но не хочешь или не можешь мне рассказать?» Если у ребенка есть доверие к родителям, то он может признать: да, есть, мучаюсь, а обсуждать с тобой не могу. Тогда можно предложить найти человека, с которым ребенок может поговорить о своих переживаниях, — священника, психолога, взрослого друга семьи. Это вовсе не означает, что ребенок перестал доверять родителям. Он может бояться огорчить родителей или не хочет их бурного вмешательства в ситуацию. А иногда дети сами не понимают, что с ними происходит и как это сформулировать. Построение доверительных отношений — долгий и кропотливый путь, берущий начало с самого детства. Если ребенок уверен, что родители всегда его поймут и помогут исправить ошибку, в крайнем случае наподдадут, но любить не перестанут, — тогда в отношениях существует безопасность.

Дневник — это попытка диалога с самим собой, самоосмысления, выражение потребности в личном пространстве у взрослеющего человека. Именно поэтому в дневнике может быть отражена лишь часть правды: сиюминутный эмоциональный порыв, фантазия… А опрометчивый читатель может пережить шок, считая, что обнаружил «скрытую правду». Некоторые родители мотивируют чтение дневников своих детей желанием защитить ребенка от каких-то опасностей, про которые ребенок не говорит родителям, а в дневнике может описать. Да, и такое бывает. Но когда ребенок в опасности — большинство родителей почувствуют это и без чтения дневника. Мы же решаем читать чужой дневник до того, как узнаем, есть ли там что-то про опасности. На прочтение личного дневника толкает либо любопытство, либо чрезмерная тревожность и стремление все контролировать: «Если ребенок мой, то я право имею на все» — это значит, что уважения к границам в семье нет. Всегда можно проверить себя, задав вопрос: «А поступил бы я так с другим человеком, не со своим ребенком, а со взрослым? Хотел бы я, чтобы так поступили со мной?» Действительно ли родители допускают совершенную открытость, когда в доме нет отдельных комнат, нет тайн и тем более дневников или же это только политика двойных стандартов, когда ребенок быстро понимает, что этических норм должны придерживаться только дети, а родителям закон не писан?

Когда дочь знакомой мамы случайно открыла красивую тетрадку, даже не предполагая, что это мамин дневник, и прочитала всего пару абзацев, мама испытала боль и гнев. Потому что это всегда ранит, когда без спроса. Некоторые дети замыкаются в себе как раз потому, что родители могут быть бесцеремонны. Тут приходится вспомнить о том, что не только мы учим своих детей, они тоже учат нас. Например, уважению. Если в семье мама считает, что ребенок замыкается в себе, потому что папа с ним резок, ей важно просить мужа быть помягче не при ребенке, а наедине. А разговаривая с ребенком — постараться утешить его, не противопоставляя себя «злому» папе. Например, сказав что «у сильных мужчин есть свои слабости, папа резко ведет себя с тобой, потому что волнуется за тебя, на самом деле он тебя любит».

Наверное, в целом здесь речь идет о близости между людьми. В отношениях есть путь силы, а есть путь доверия. Возможно, «на войне все средства хороши», но разве отношения со своим ребенком — это война? Или же это путь к любви, которая невозможна без уважения внутреннего мира человека и его права быть самим собой.

Подготовила Светлана Ульянова

Фото из открытых источников

Источник: Журнал «Нескучный сад» № 9 (80)'2012

Пожертвовать

18 августа 2013г.
M3 v.688