Семья или самореализация?
Набираешь в поисковике «самореализация мужчины», а в основном всплывают статьи о женской самореализации. В СМИ, как глянцевых, так и православных, также чаще обсуждаются проблемы, как найти себя женщине, в чем ее истинное призвание и предназначение. Неужели с мужчинами все и так ясно?
Не «та» профессия
Вот заканчивает представитель сильного пола учебное заведение, полный сил и надежд. Он уверен — еще немного, и он напишет гениальную оперу, глубокий роман, эпохальную картину, изобретет, наконец, вечный двигатель. Потом он женится, появляются дети, которые хотят есть и которым нужна одежда. А значит, мужчине необходимо регулярно зарабатывать. К тому же оказывается, что оперу писать долго, и неизвестно, купят ли ее, а за примитивную музыку, скажем, к телепостановкам для местного канала платят так же, как и за художественное оформление стен в особняках обеспеченных граждан или за работу в крупной компании, занимающейся разработкой молочного производства. На вечный двигатель времени не остается. И бросить семью и работу, как Гоген, и начать самореализовываться этот человек не может: потому что любит и чувствует ответственность за близких. Но в итоге он вроде деньги получает, а чувство, что что-то важное упускает, с каждым годом увеличивается.
«Всегда было так, что общество соблазняет людей интересными профессиями, идеями реализоваться, — говорит Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова. — Вместе с тем реальность такова, что множество людей, как мужчин, так и женщин, вынуждены работать не на том месте, на котором они мечтали. Часть людей смиряются, начинают как-то приспосабливаться. Некоторые реваншируют на детях: «Мне не удалось, зато ребенку». И таскают детей по спортивным секциям и театральным студиям, чтобы реализовать свою мечту. Не всегда удачно для ребенка».
Сергей Ениколопов считает, что, вместо того чтобы детей таскать по кружкам, всевозможные студии и народные театры могут стать выходом для взрослых. Сегодня в России взрослыми в этом смысле государству заниматься недосуг, с детьми бы разобраться. Но многие пытаются организоваться собственными силами, участвуют во всевозможных исторических реконструкциях, создают клубы любителей машин или объединяются на почве интереса к авиамоделированию.
«Находить себя в побочном увлечении — более благодатная вещь, чем быть поденщиком в своей профессии, — говорит Ениколопов. — Тут и критерии, и требования другие: если оказывается, что инженер может вполне себе ничего петь, все вокруг будут восхищаться. А к профессионалу требования другие».
А вот если человек самовыражается, полностью игнорируя проблемы и потребности семьи? Если он твердо знает, что у него есть талант и что он должен его развивать, несмотря на потребности детей и возникающие проблемы? «Здесь речь уже не о самореализации, а об ответственности, — поясняет психолог Александр Колмановский. — Бывает, что человека так распирает его потенциал, что он не в силах его сдержать, и если он сейчас не будет реализовывать какой-то свой проект, то действительно может заболеть. Но ответственный человек не скажет: “Ребят, вы тут как хотите разбирайтесь, я натура творческая, мне надо реализоваться”. Ответственный человек будет искать такой выход из положения, который всех устроит, хотя бы в виде компромисса».
Папа, пиши картину!
Как вырваться из замкнутого круга человеку, который вроде бы в своей профессии, но занимается той самой «поденщиной»? Вот расписывал Виктор Васнецов «дощечки», чтобы прокормить жену и детей, пока в его жизни не появился Савва Мамонтов, который и возможность работать предоставлял, и жилье, и даже коней — для написания хрестоматийного полотна. А если б не Мамонтов, как бы сложилась жизнь художника и написал бы он свои знаменитые картины? Вопрос риторический, поскольку, как известно, в истории нет сослагательного наклонения.
Но как найти компромисс тем, кого не сталкивает судьба с Мамонтовыми? Художник Альберт Солтанов: «Понятно, что, если заниматься только творческими поисками, работа не принесет быстрого вознаграждения. Но жить без этих поисков не получается. Я не могу не думать над эскизами, мне необходимо живущие внутри меня образы и мысли переносить на холст. Есть такое понятие — “ремесло”. Оно может существовать и без творчества. Ремесло продаваемо. И оно тоже является новым опытом. Ты пробуешь свои силы в новых техниках, соприкасаешься с новыми объектами. Я всегда стараюсь делать творчески любую работу. Даже ту, от которой отказался бы, если бы мне не нужно было зарабатывать для семьи. Сейчас в основном мое “ремесло” — мозаика. И очень часто заказчик хочет видеть в своем доме нечто неинтересное и далекое от нормального художественного вкуса. Приходится находить способы совмещать работу “ради денег” с тем, чтобы делать ее качественно и интересно. А остальное время (к сожалению, не столько, сколько хотелось бы) я трачу на свое личное творчество — пишу картины. И делаю это так, как велит душа. При этом стараюсь участвовать в различных выставках, выставляю работы и в интернете (оказалось, что так можно найти заказчика и для творческих работ!). Бывает, на творчество не остается сил. Тогда приходится себя заставлять. Семья меня поддерживает, понимая, насколько это важно для меня. Даже трехлетний сынишка может сказать: “Папа, пиши картину!”»
Теперь оставьте меня в покое!
Как правило, «зарабатывание денег на семью» отнимает и силы, и время. «Советовать заниматься творчеством в свободное время можно сколько угодно, — говорит Сергей Ениколопов, — но у мужчины этого времени часто как будто просто нет. В свободные минуты он хочет отдохнуть, а рядом еще жена, дети, они тоже хотят внимания. Раз у него есть немного свободного времени, почему бы с ними его не провести? Кому-то общение с семьей помогает справиться с ситуацией. Кому-то — наоборот». Священник Алексей Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковский Московской области, преподаватель Высших богословских курсов при МДА: «Случается, что мы заботами о семье оправдываем свою лень — и просто не делаем ничего: ни повседневно необходимого, ни того творческого, чего жаждет душа. А бывает еще, заявляешь: “Так, теперь все оставьте меня в покое: я сейчас буду самореализовываться”. Тебя все оставляют в покое, а ты вдруг расслабляешься и - зависаешь в прострации. И только когда “все” вернутся, “чтобы опять тебе мешать”, наступает ситуация аврала, а вместе с ней — долгожданное вдохновение».
Что же делать? «Все-таки нужно молиться Богу! Признаемся, что для многих из нас это до сих пор не вполне очевидно», — отвечает священник Алексей Агапов. И продолжать делать свое дело.
Чем опасна ситуация, когда человек не может себя реализовать? «Унынием в первую очередь, — говорит отец Алексей. — Есть опасность потерять смысл своей жизни. Тут нужно постоянно искать баланс. Как канатоходец, идя по канату, постоянно ловит равновесие, так и здесь нужно искать какие-то возможности, найти обязательно то, что ты любишь: хобби, призвание, — и стараться уделять этому хоть какое-то время. Хотя трудно это… Вот я — филолог. И моя ситуация в этом смысле почти идеальна: моя филологическая специальность — история русского языка и по роду службы я постоянно общаюсь с текстами на церковнославянском. И мое любимое дело — научное исследование поэтики этих самых богослужебных текстов. Что называется, “все карты в руки”! Но текучка ведь тоже никуда не девается! Для священника, настоятеля храма, ситуация осложняется тем, что он ведь не работает — ничего такого не производит, за что положено заплатить. Он совершает церковную молитву и частные требы… Одним словом, экономическая составляющая жизни тут — очень непростой вопрос. А за твое научное хобби уж точно никакой милостыни не положено. И иногда приходит мысль: да нужны ли все эти твои изыскания кому-нибудь? Но стоит прислушаться к тексту филологическим слухом — и появляется то, что можно назвать драйвом, жизненной энергией, интересом. И этот самый драйв помогает победить уныние, лень, нерадение».
О силе женской любви
Александр Колмановский: «Есть два разных мотива деятельности — самореализация и самоутверждение. И если жизнь соблазняет человека идти путем самоутверждения, он может хорошо преуспеть на этом пути, но при этом понесет серьезные потери. Часто человек думает: “Ладно, буду просто зарабатывать и делать карьеру, зато у меня будет кусок хлеба и нормальная жизнь”. Это иллюзия. Его жизнь будет становиться все менее “нормальной”, она будет все меньше радовать его. Все больше будут раздражать окружающие и ближние (те самые, ради которых он добивается успехов). Постепенно развивается своего рода невроз — человек вообще перестает отдавать себе трезвый отчет, ради чего он работает и живет. Тут напрашивается аналогия с грудным молоком женщины. Если оно не отходит, то развивается мастит».
И здесь очень важна помощь близких, родных людей, особенно жены. «У нас в обществе как-то принято стало, что, поскольку женщины — слабый пол, то только их и нужно пожалеть, — говорит отец Алексий. — Но разве мужчине сочувствие и забота не нужны? Да, ему приходится самостоятельно, в одиночку решать многие жизненно важные для всей семьи задачи. И не всякий еще станет всеми своими проблемами “грузить” окружающих. Но важно, чтобы близкие сами не забывали по достоинству ценить труд мужчины и в меру сил берегли своего кормильца. Многие женщины, к сожалению, разучились быть счастливыми своей женственностью. Или понимают ее как-то неправильно. Ведь первое призвание женщины (то, к чему Бог призывает!) в том, чтобы беречь мужчину, заботиться о нем. Исполнять ту заповедь, которую Бог дал жене после грехопадения: “И к мужу обращение твое”. Когда приходится об этом говорить в женской аудитории (причем в христианской в том числе), реакция чаще всего бывает достаточно бурной: “Ну да, ну да! Ухаживай за ним, заботься о нем… Еще чего!” И дальше следует целый перечень причин, почему мужчина “сам виноват”, “и так обойдется”. Но ведь вопрос не в том, обойдется он или нет, а в том, как он обойдется. И в какую цену это выльется и для него самого, и для семьи... А ведь нужно-то порой всего лишь доброе, ободряющее слово: ты мой мужчина, я в тебя верю, у тебя все непременно получится. Конечно, для женщины говорить (и думать!) так — это порой акт подлинной веры. И это тем более ценно!»
Александр Колмановский: «Позиция ближних в вопросе самореализации мужчины очень важна. Да, его жене, детям нужны от него и защита, и деньги для существования. Но это во вторую очередь. В первую их волнует его внутреннее самочувствие, чтобы он реализовался как личность и хорошо прожил свою жизнь. Иначе их отношения к нему приходится назвать потребительскими».
В аудиоспектакле «Алиса в Стране Чудес» среди песен, сочиненных Высоцким, есть такая:
«Если поросенком вслух, с пеленок
Обзывают, баюшки-баю, —
Даже самый смирненький ребенок
Превратится в будущем в свинью»
Сказанное здесь о ребенке можно отнести и к мужчине. Считает жена мужа ни на что не способным неудачником, говорит ему об этом — он может и впрямь стать неудачником. Чтобы «оправдать доверие». И наоборот. Если жена уверена, что муж самый-самый — неловко будет разочаровать ее. И он, пусть ночами, после основной работы будет писать свою оперу, сочинять роман... И возможно, однажды окажется, что эта опера — не только для души, а к тому же покупается. И задорого.
Оксана Головко