5. Кнуты и пряники
Не возьмусь говорить о серьёзных трудах по педагогике, но если взглянуть на периодику, посвящённую воспитанию, то сколь много увидим мы дебатов на темы наказания детей. Верно, тема непростая, важная. Каждый разумный родитель старается выработать тактику наказаний ребёнка, которая будет для него, родителя приемлема.
И сколь же мало мы увидим в той же периодике рассуждений о поощрении детей. А ведь если вспомнить хотя бы расхожую, избитую, но действительно вечную формулу о кнуте и прянике, то следует признать, что поощрение является не меньшей составляющей в воспитании, нежели наказание. Конечно, метод «кнута и пряника» на самом деле скорее применим к животным, нежели к людям. А наша задача – воспитать человека. И как выкручиваться?
Но давайте припомним, что и взрослого человека, в его взрослой жизни за какие-то поступки наказывают, а за какие-то поощряют. И подумаем, раз уж мы воспитываем человека, какие допустимо применять.
«Кнуты и пряники»
Как я уже говорил, система наказаний весьма разработана. Правда, она часто даёт сбои. Почему? Казалось бы, чего проще – расшалился ребёнок, натворил чего-нибудь, не слушается – так мы его ремешком, да так, чтоб неповадно было. Но буксует такая система, ребёнок попросту привыкает к наказаниям. Кроме того, суровые наказания часто применяют темпераментные родители, которые не скупятся и на богатые поощрения. Ребёнок, не зная иных взаимоотношений, принимает такую систему, и даже может чувствовать себя в ней вполне комфортно. Сегодня отлупили – завтра подарили игрушку. Жить можно! «Жить можно» - это хорошо, но все воспитательные усилия идут насмарку. Вот это плохо.
Увы, я не могу рассказать вам универсальную схему наказаний и поощрений ребёнка, которая не будет давать сбоев, которая со стопроцентной гарантией превратит вашего ребёнка в порядочного человека. Нет у меня такой системы, да и ни у кого нет. Всё что я могу, это напомнить вам, родители, воспитатели, некоторые наказания и поощрения ребёнка, которым мы часто не придаём значения, или умаляем их роль. Большего я не сумею.
В «маленькой теории №3» я рассказывал о том, как мой воспитанник, не желая переодеваться, с полчаса лежал в прихожей и парился в неуклюжей зимней одежде. А ведь это и было самым настоящим наказанием. Но выходило так, что не я наказываю Ванюшку, а он сам себя наказывает.
Зато, когда Ваня сам просил переодеть его, послушно выполнял мои нехитрые требования: переодеться в домашнее, помыть руки и поесть, он бывал поощрён – он получал возможность поиграть. И опять же выходило, что это он сам себя же и поощрил.
Вот отсюда мой совет: в подобных ситуациях, когда здоровью ребёнка ничто не может повредить, стараться сделать так, чтобы он сам себя и наказал и поощрил. Но ситуации, подобные описанной, возникают не всегда.
Однако не будем забывать, что ребёнок, как и всякий иной человек – существо социальное. Значит, для него немаловажными будут две вещи: общение внутри социума и оценка его поступков другими членами социума.
Вот ребёнок так или иначе набедокурил. Если эта шалость не опасна для него, он наблюдает следующую картину: обычно общительный и весёлый папа уединяется на кухне, флегматично пьёт чай, и не выражает ни малейшего желания поиграть с любимой дочкой, или сыном, а на вопросы отвечает односложно и неохотно. Вы думаете, ребёнок не заметит такой перемены в вашем поведении? Очень даже заметит. Нужно только немного терпения, так ведь на то мы и взрослые. И, спустя некоторое время, малыш сам подойдёт к вам за разъяснениями такового вашего поведения. И тут уж крутить носом нечего. Нужно спокойно объяснить ребёнку, что папа расстроен поведением дочки или сына, только и всего.
- Ты ведь, когда умывался, залил всю ванную водой. Теперь в ванную и войти нельзя. И потом там всё будет гнить и заведётся плесень. Вот я и расстроился, и мне совсем не хочется играть.
- А если убрать воду, ты перестанешь расстраиваться?
- Конечно.
- Тогда я уберу воду, и мы будем играть?
- Да.
Маленькому непросто будет самому прибраться в ванной, папе придётся прийти на помощь. Но, даже если потоп будет устранён в основном усилиями папы, мы получаем лишний повод показать ребёнку как делается уборка. А после можно вместе пойти строить кукольный дом, палить из игрушечной пушки, читать сказки…
Но приборка не является наказанием, а последующая игра не является поощрением. Это норма общения в социуме, именуемом семьёй. Весь процесс наказания и поощрения произошёл раньше. Само хмурое настроение папы, его нежелание играть, его скупое общение с ребёнком – было наказанием и, поверьте, вполне достаточным. И здесь важно не переиграть.
А оживление папы, улучшение его настроения, изменение отношения к ребёнку и было поощрением. И тоже вполне достаточным.
Это мы, взрослые, меркантильны, для нас поощрение это обычно деньги, или какие-либо материальные блага. Вот мы и запасаем игрушку или конфету, чтобы в случае чего иметь возможность «поощрить» ребёнка. А в итоге мы навязываем ему грубую схему отношений «ты – мне, я – тебе». И в дальнейшем, для того чтобы ребёнок вёл себя хорошо, нам всё время придётся платить то конфетой, то игрушкой.
Упомяну вот ещё о чём. Ни в коем случае, ни под каким предлогом нельзя говорить ребёнку разрушительных слов: «Ты – плохой!», или «Ты – плохая!» Дети существа социальные, но процесс социализации, понятно, у них находится в стадии развития. Ребёнок постоянно и упорно выясняет для себя свой статус в коллективе – в детсаде и, конечно, в семье. И для деток младшеньких, для дошколят и для младших школьников отношения в семье важнее, нежели в детском коллективе. Так что если мы будем достаточно часто говорить ребёнку, что он плохой, он так и начнёт воспринимать себя. И вести себя он будет в соответствии с той ролью, которую мы же сами ему и навязали.
Вы не замечали, что самые маленькие детки, которые едва научились говорить, часто называют себя во втором лице: «Маша хочет кушать!» «Петя устал!» И т. д. Мне приходилось наблюдать, как ребёнок переносит своё имя на всех детей, считая его обозначением детёнышей вообще. Вот он разглядывает картинку, тычет пальчик, и рассказывает: «Это – лошадка- папа, это – лошадка-мама, а это – лошадка-никита!»
То есть, вы понимаете, насколько хрупка психика у ребёнка, и как легко её искалечить!
В самом крайнем случае, объясняя ребёнку его негативное поведение, можно применить сравнение. «Ты вёл себя как будто настоящий разбойник!» «я уж испугался за тебя, потому что ты вела себя как глупая девочка!». И то, такие формулы допустимы в общении с самыми маленькими, с такими, которые не перенесут на себя приговоров «плохой», «злой», «глупый». Более старшие дети могут не обратить внимания на сравнение, и перенести на себя негативную формулу.
А вот прижать к себе малыша, поцеловать, и сказать ему: «Какой же ты у меня славный!» можно даже в тех случаях, когда этот «славный» немножко расшалился.
Итак, нередко, когда говорят о наказании и поощрении детей, под наказаниями подразумевают физические наказания – битьё, постановку в угол, и т. д. А, говоря о поощрениях, обычно имеют в виду конфеты, игрушки и увеселения. При этом постоянно слышатся голоса о том, что наказывать нужно часто, а поощрять редко, иначе ребёнок разбалуется.
Но при этом обычно забывают о такой «мелочи» как небольшие изменения в поведении родителя: хмурое, расстроенное лицо, неразговорчивость, или наоборот, радость, похвала, совместная игра. И вот эти «мелочи» применённые с любовью и умом, могут составить достаточную для воспитания систему наказаний и поощрений.
Конфеты, игрушки и увеселения должны быть в жизни ребёнка, но их лучше приурочивать к праздникам. А битьё человека, которому можно объяснить его проступок, а этот возраст начинается лет с двух, от силы с трёх, я полагаю за дело бесполезное, к которому, как правило, прибегают люди несдержанные.
Я не претендую на универсальность и однозначность своих выкладок. Но моё общение с детьми подтверждает их. Правда, для того, чтобы вот эти вот «мелочи», о которых я хотел вам напомнить, работали и поощрением и наказанием, должны соблюдаться два непременных условия.
Первое. Взрослый, будь это папа, мама, воспитатель, должны уметь проявлять выдержку и такт.
И второе, самое главное. В семье должна царить атмосфера любви и тепла.
Артемий Лебедев