Благодать спасает человека

Начни с терпения

– Батюшка, начну с вопросов, которые пришли на наш форум: «Господь говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши». Почему именно терпением? И разве, если человек только терпелив, он уже спасен?».

– Нет, еще не спасен. Но от долготерпения рождается смирение, смирение привлекает благодать, а благодать спасает человека. Поэтому терпение необходимо, как первый шаг, о чем Господь и сказал.

– Мы знаем много христианских добродетелей, и вершина всем – любовь, но именно терпением, а не любовью, не милосердием уготовано спасение?

– О какой любви может идти речь, когда у человека нет терпения? Ведь чаще всего «оказать любовь» человеку – значит проявить терпение. Христианин должен научиться оставлять людей в покое, не мучить их, согласно своим собственным представлениям. А для этого нужно терпение, потому что, как обычно, у другого все не так, у него в глазу не одна соринка, а в каждом глазу по несколько. Многие христиане думают, что наша задача – помочь другому человеку вынуть эти соринки из его глаз.


– Как помочь – может быть, приучить, как детей малых, ходить в храм?

– Сначала нужно проявить терпение, потом заняться выемкой бревна из собственного глаза. Как только это произойдет, так сразу будет понятно, как вынуть соринки из глаза брата.

– Реальная ситуация: муж проводит время за компьютерными играми. Что, к нему вообще не приставать, пусть сидит играет? А дела стоят, дети плачут – не лезь к нему? Женщина рассказывает: «Устрою скандал – на несколько дней он отрывается, и в доме появляется мужчина, отец, муж. Но если я хожу вокруг, а его не трогаю, он может сутками сидеть и не замечать нас». Как здесь быть?

– Человек тяжело болен, человек выбрал эту болезнь сам... Цель нашей жизни, семьи – не в том, чтобы дела делались. Цель брака – стяжание Духа Святого и достижение любви в Господе. А это значит: не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе. Представь себе, дорогая супруга, что ты чем-то занята, а к тебе с чем-то пристают, кто-то дергает. Для строительства семейной жизни, по слову Господню, такие скандалы ничего не дают, они только разрушают отношения, а человек никогда не бросит свою пагубную страсть. Он ее может бросить только когда упрется в самое дно и захочет от этого избавиться.
Все зависит от задачи. И мы здесь сидим, чтобы говорить, чему учит нас Святая Церковь, к современным реалиям приближая слова Христа, Который учит не тому, как нам делать дела, как дом – в «лапу» или в «замок» рубить, какой стиль употреблять – нижегородский или вологодский. Он учит, как вести строительство духовное. Для Церкви неважно, кто ты – маслобойщик или наклейщик обоев, чистильщик стен или полицейский.

Речь идет только о качестве твоей внутренней жизни перед Богом. И для этого качества необходимо оставить этого больного человека в покое, потому что он не представляет собой никакой опасности для окружающих: сидит себе тихонько, играет. Пусть играет.

– То есть даже не пытаться бороться за душу своего родного человека?

– Нет, почему же, очень даже – в соседней комнате перед иконами.

– «Господи, оторви его от этой пагубы»…

– Достаточно «Господи, спаси его и помилуй». Только в это «помилуй» вкладывать свое желание спасения его души. И если это будет настойчиво, со смирением, с любовью, без чувства собственной правоты, тогда обязательно будет результат.

Традиция традиции рознь…

Вопрос из Курска:

– Почему в воскресенье на Пасху нельзя ходить на кладбище?

– Никаких церковных запрещений на эту тему нет. Просто Пасха для посещения кладбища – не самый удачный день. Почему не прийти, например, на 1 мая? Почему избрали именно Пасху? А почему не на Рождество? Ночью, когда все христиане собрались в церкви? Тишина, покой, звездочки сияют, ангелы поют на Небесах. Все-таки человек должен делать все осмысленно!

– В советское время сложилась традиция ходить именно в Пасху на кладбище.

– Традицию эту я уже объяснял неоднократно. Не поленюсь сделать это еще раз. В советское время церковные люди, в силу того, что были уничтожены все церковные книги, почти все храмы, уничтожены почти все священники, забыли, в чем состоит христианская вера. У них остались в памяти некоторые обычаи. Например, если ребенок родился, его надо крестить, а что такое «крестить», этого никто не знал. Знал, что это что-то с водой связанное, там все что-то вокруг ходят. Но «надо крестить» – это железно. Второй обычай – когда человек умрет, надо отпевать обязательно в любом случае, христианин этот человек или не христианин, веровал ли он в Бога или был атеистом, надо отпеть – приходят люди и говорят: «Вы знаете, он у нас некрещеный, а вот нельзя ли отпеть?». Потому что есть обычай отпевать покойников: «мы же русские люди, это наш русский обычай». А третий обычай – ходить на кладбище на Пасху. Большевики не запрещали ходить на кладбище (слава Богу, не додумались) поэтому для многих посещение могил родственников на Пасху – это было религиозное действие, в храм-то ходить боялись.

А почему именно на кладбище? Очень просто. До революции 86 % населения России были крестьяне, и на Пасху все из своих деревень ходили в село на ночную службу. Брали с собой куличи, крашеные яйца, то есть два раза не ходили в село в Великую Субботу. Стояли Литургию, некоторые из них причащались, но это редко. Потом батюшка всех поздравлял: «Христос Воскресе!», освящал куличи к Пасхе. И куда они шли разговляться-то? Не нести же кулич домой – грязь непролазная, 8 километров, только начинает светать. Они шли на погост, на могилу к усопшим родственникам. На каждой могиле – не цветник, а холмик, чем не стол? Тот платочек, в который был завернут кулич, расстилали, как скатерку, куличик делили, яйцо «развивали», христосовались, вкушали, поминали еще и усопшего, и он как бы присоединялся. А потом все остаточки крошили птичкам, собирали платочек и шли домой.

А с ними были маленькие дети – будущий комсомол 40-х годов. И у них в памяти осталась, конечно, не служба, потому что маленький ребенок на службе спит. Потом его растормошат и сразу ведут на кладбище. И у него с детства осталось, что «на Пасху надо ходить на кладбище». И каленым железом из этого комсомола этот обычай никто никогда не мог вытравить. И государство даже автобусы дает, и весь комсомол прежний сейчас едет на кладбище. А комсомол 60–70-х этот обычай воспринял от комсомола 40-х уже как устойчивую традицию.

Вот как, например, сейчас гробы украшают цветами? Если бы сто лет назад кто-то додумался принести венок в церковь да еще с лентами, на которых всякие странные надписи, то священник просто не допустил бы в храм и в ограду церковную. Это – по крайней мере. Никаких цветочков в гроб не клали, ничего этого не было всего лишь сто лет назад. Но комсомол-то привык возлагать: и к Ленину, и к Сталину, но ведь они же покойники, правильно? Покойнику – цветы, а они думают: «тогда и нашему покойнику надо цветы, чем наш хуже Ленина»? Возникла новая традиция. Она языческая совершенно, потому что поклонение этим идолам, бронзовым, гипсовым, цементным – чистое язычество.

Протоиерей Александр Березовский

Источник: Православная газета №17 (674) / 30 апреля ‘12

Пожертвовать

29 января 2013г.
M3 v.688