Как понять, есть гнев в твоем сердце или нет?

Берегите друг друга от гнева!

На запрос «Ты меня бесишь» в поисковой системе сети интернет выдается около 140 тысяч результатов: это и видео, и фото, и музыка, и высказывания на форумах. Но если этот же запрос ввести на английском языке («I hate you» – с англ. «я тебя ненавижу»), то результатов будет более 150 миллионов! Ну а если у вас нет компьютера, чтобы проводить подобные исследования, то можно просто выйти на улицу города и услышать, как люди высказывают друг другу свое раздражение: словами, жестами, взглядами, гудками автомобилей. Часто «бесишь» звучит в адрес родителей, бабушек-дедушек, друзей, любимых… Гнев – одна из страшнейших болезней не только современного общества – тема разговора с протоиереем Евгением Попиченко.

– Отец Евгений, почему люди так любят раздражаться, несмотря на то, что раздражение делает их жизнь безрадостной и полной зла?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с природой такого явления, как гнев. Когда Господь решил сотворить человека, то Он задумал его как существо совершенное, способное к выживанию. И уже в раю человеку даются первые заповеди: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Заповедь «возделывания рая» – это призыв человека к внутреннему деланию, духовному развитию, к постоянному совершенствованию Адама в послушании и любви к Богу, без которого никакого внешнего рая и быть не может. Вторая заповедь «хранения рая» понимается святыми отцами как предупреждение человека Богом о том, что уже есть зло, что есть дьявол, что есть некая опасность, от которой нужно храниться. Вот как оружие против зла и была дана человеку способность гнева. То есть гнев, или как его называют святые отцы «сила раздражения» должна была помочь сохранить рай.

Итак, гнев – это не что-то привнесенное в человеческую природу, но это изначально данная человеческой душе способность, которая должна была лечь в основу инстинкта самосохранения.

Что было после? А после Адам упал и разбился на части, его душа распалась и расстроилась. Три силы душа – сила ума, сила гнева и сила желания – стали подобны лебедю, раку и щуке из басни И.А. Крылова:

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Так и жизнь падшего человека полна муки. Все три силы души он стал направлять против Бога, против ближнего и против самого себя. Мы не умеем пользоваться этим важнейшим оружием самосохранения, и, как следствие, вместо греха мы гневаемся на грешника, оружием калечим себя и ближнего. Оружие превратилось в страсть, духовную болезнь.

Каждый человек в той или иной степени болен гневом, мы не можем совсем не раздражаться. Но если эта болезнь не лечится, то она овладевает душой: человек, как духовный паралитик, не может потерпеть и сдержать даже самого малейшего раздражения. Самое же опасное, когда дурная привычка становится любимой: я гневаюсь и мне это нравится, я разрушаю себя, но я хочу это делать.

– Уже пару десятилетий в российском обществе ходит такое мнение: если сдерживаешь гнев, то вредишь своей душе и телу, поэтому лучше не держать гнев в себе, а выплеснуть его. Этому учат и взрослых, и детей. Однажды я стала свидетелем одновременно смешной и грустной сцены. Мама держала на руках грудничка, который громко плакал. В качестве утешения мама приговаривала: «Да, пореви, не держи все в себе».

– Это одна из ошибок современного человека. К сожалению, люди не знают и не понимают основных законов духовной жизни: все, что проходит через душу человека, меняет ее. «Выпустить гнев» означает направить его против кого-то, кто мне мешает. Но ведь если я выпускаю гнев, то я все равно пропускаю его через свою душу, через мою душу проходит раскаленное оружие гнева. Поэтому повторим еще раз: гнев калечит самого человека: и душу, и тело. Давно замечено, что часто гневающиеся, легко раздражающиеся люди чаще других болеют язвами желудочно-кишечного тракта.

«Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и почитаем себя мудрыми»

Преподобный Исаия Отшельник

– Батюшка, Вы утверждаете, что и не сдерживать, и сдерживать гнев разрушительно. Что же мне тогда делать?

– Это смотря как вы хотите сдерживать гнев. Если уж начать обуздывать эту душевную способность, то нужно делать это правильно. Понятно, что источников раздражения вокруг нас очень много: мы сами терзаем свою душу неконтролируемым потоком информации, лишними звуками и образами. Мы можем их сократить, но не можем избежать вовсе.

«Скорая помощь душе», первое средство, которое предлагается святыми отцами в случае раздражения – молчание или удаление от источника раздражения. Ведь гнев – такая опасная страсть, что может помрачить разум, довести человека до состояния беспамятства, аффекта, безумия.

Потом он будет удивляться, когда ему расскажут окружающие, что не могли оттащить его от несчастной жертвы, которую он беспощадно бил. Или он будет еще долго мысленно продолжать спор, придумывая реплики противника и свои «замечательные и убийственно точные» ответы. То есть человек, попав под власть гнева, стал абсолютно бесноватым, с парализованной волей. Чтобы этого избежать, нужно постараться как можно скорее оказать «скорую помощь» своей душе, предупреждая приступ гнева.

Ну а дальше, когда первая помощь душе оказана, нужно обратить внимание на причины нашего раздражения. Кроме того, что мы живем среди больных людей, мы и сами больны. Отгадайте загадку: «Мудрец увидел мудреца, глупец увидел глупеца, баран барана – что это?» Зеркало.

Каждый замечает в окружающих людях то, что есть в нем. Здесь действует принцип двух одинаково настроенных струн: если по одной ударить, то вторая неизбежно начнет вибрировать. И добродетели, и страсти людей, оказавшихся рядом, начинают как бы взаимодействовать, становятся созвучными: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26 – 27).

И если в ближнем нам что-то не понравилось, то это наш недостаток. Это именно то, что мы в себе осуждаем или вовсе боимся признать. Часто прощая что-то себе, мы ни за что этот недостаток не простим нашему ближнему. Именно поэтому вор всегда будет видеть вокруг себя воров, блудник – блудников, а гневливый будет раздражаться, видя вокруг себя «сплошных уродов».

Здесь-то и нужно заняться следующим аскетическим упражнением: внимательно посмотреть на самого себя. А точнее – заглянуть в самого себя и поставить себе диагноз: если этот человек меня чем-то раздражает, то это не он урод, а я духовный урод, моя собственная страсть меня же и раздражает. Поэтому жалко глупого человека, который винит в своем раздражении других и пытается как-то их изменить. Это бесполезно, так как невозможно изменить ни одного человека в этом мире, кроме самого себя. Иначе, даже если он окажется в полном уединении, повод для раздражения все равно найдется, и от гнева не спрятаться ни в лесу, ни в горах.

Самый лучший способ борьбы со своими страстями – самоукорение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье «О терпении» пишет о том, что без правильного самоукорения не только невозможно приобретать такую добродетель, как смирение, но и вообще невозможно в земной жизни достигнуть состояния хотя бы временного покоя, мира и земного счастья. За что же себя укорять? Во-первых, за то, что, совершая свои личные грехи, я усиливаю действия зла в мире. Но главным образом я должен себя укорять за то, что люблю грех, не могу его возненавидеть так, чтобы уже не совершать его никогда.

«Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, если не уничижит его и не сочтет себя высшим его»

Авва Дорофей

– Отец Евгений, нельзя же полностью уйти в себя и заниматься только наведением порядка в своей душе, не обращая никакого внимания на окружающий мир.

Например, как быть христианину, если рядом с ним оказываются люди, которые разговаривают матом: выражают матом радость, гнев, что-то матом рассказывают, просто заполняют паузы этими словами? Я, конечно, могу размышлять так: «Какая я нетерпимая, мои страсти обнажились при помощи этого инструмента – матерящихся людей. У меня свои недостатки, которые даже хуже тех, что меня сейчас возмутили. Буду каяться, а этих людей просто больше не буду замечать». Это уже напоминает столь распространенную сегодня позицию «пофигизма», когда меня вообще ничего не волнует.

– Вообще ход рассуждения правильный, только без ухода в «пофигизм». Апостол Павел пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6, 1 –2). Дело в том, что сатана сатану изгонять не может, и страсть страстью никогда не остановишь. Мы часто поступаем обратно, говоря на повышенных тонах: «Заткнись!», пытаясь огонь залить бензином.

Грех же можно победить только кротостью. Ты можешь пытаться помочь человеку при одном условии – если у тебя кроткое сердце. А еще должна быть смелость, то есть готовность подойти и смириться перед человеком: в душе встать перед ним на колени и просить, «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20).

«Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога. Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве...»

Преподобный Ефрем Сирин

– В Священном Писании слово «гнев» встречается 166 раз, и это слово применяется как к людям, так и к Самому Господу. Иногда люди сами просят Бога, чтобы Тот «воспламенил гнев» в их сердцах, чтобы победить врагов, или Сам «воспламенил гнев Свой» на кого-либо. Значит ли это, что в ветхозаветные времена гнев все же творил правду Божию?

– Нужно различать тот самый гнев, о котором мы говорили в начале, и гнев падшего человека. Иначе может возникнуть путаница и масса недоумений не только при чтении Ветхого Завета, но и при чтении Евангелия. Христос тоже был не инфантильным юношей. Например, однажды он очень жестко сказал апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23). И торговцев из храма выгнал бичом, опрокинув их столы со словами: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2, 17).

Господь всегда действует в мире, исходя из главной цели – спасения одного человека или целого народа. Исходя из этой цели, Он попускает и скорби, и страдания, и гнев. Даже убийство врагов на войне Господь попускает, чтобы не произошло большее зло.

Поэтому для христианина очень важно всегда думать, что творится в его сердце и что происходит вокруг. В каком-то случае можно не вмешиваться в происходящее, потерпеть, а в другом случае невмешательство будет большим злом.

От христиан же почему-то ожидают неправильного терпения. Обычно эта позиция проговаривается так: «Мы будем поносить вашу веру, вашего Бога, будем издеваться над вашими святынями, вас пинать, а вы терпите, вам же ваш Бог заповедовал щеку подставлять».

– Как определить, терпеть тебе или вмешиваться в происходящее, сопротивляться? Как понять, праведный гнев в твоем сердце или нет?

– Святитель Филарет Московский говорит: «Люби врагов своих, поражай врагов Отечества и гнушайся врагов Божиих».

Праведный гнев должен возникнуть в душе христианина, если кто-то оскорбляет веру и Бога, попирает святыни, стремится завоевать Отечество. Праведный гнев должен возникнуть, если кто-то (человек это или дьявол) подбивает нас на грех. Только такой гнев и будет творить правду Божию.

«Молитве гордого и гневливого не только не внемлет Бог, но и попускает молящемуся в таком устроении различные унизительные искушения»

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

– О. Евгений, чаще всего гнев проявляется в повседневности. В бытовых ситуациях обычно не идет речь о попирании святынь или о завоевании Отечества.

Обычно люди сталкиваются с какими-то «низкими», земными поводами к возникновению гнева: ревность, сплетни, оскорбления. И не всегда человек понимает, что Господь это попускает для его блага, и не всегда он готов потерпеть.

Например, приходит ребенок из школы и плачет: его обзывают, оскорбляют или даже бьют одноклассники. Должен ли родитель научить его защищаться, давать сдачи или сказать: «Терпи, смиряйся и люби своих врагов»?

– Думаю, что заповедь: «Терпи, смиряйся и люби врагов своих», – заповедь для взрослых, а дети должны учиться защищать себя. Но, во-первых, если ребенок приходит с такой бедой, родитель должен нейтрализовать тот яд ненависти, который впрыскивает обида в душу ребенка. Нужно объяснить ему, что оскорбители – глубоко несчастные люди.

Действительно, если человек стремится унизить, обидеть, ударить другого для забавы, значит у него в жизни серьезные проблемы. Сердце такого ребенка уже отравлено или духовно мертво, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15, 19 –20). Нужно попытаться донести это до своего ребенка и постараться научить его сострадать.

Но такое оправдание грешника не должно сочетаться с попустительством греха. Сам родитель должен обратить внимание классного руководителя на поведение ребенка, поговорить с его родителями. А если ситуация не меняется, то родитель оставляет за собой право лично поговорить с оскорбителем. Может быть, это вызовет какой-то конфликт с родителями, но если они сами не реагируют на поведение своего ребенка, нужно действовать быстро и жестко. Вместо родителей за обиженного могут вступаться его старшие братья и сестры. А если таковых нет, то и сам ребенок должен уметь защищаться… И не только словами.

– Это выглядит уж совсем крамольно: христиане могут учить своих детей драться?!– Знаете, я в жизни дрался всего три раза. Одна из драк была с хулиганистым авторитетом класса. Сначала был конфликт, потом короткая перепалка, а потом одним ударом мне разбили нос, потому что он занимался боксом, а я играл на виолончели. Но после инцидента мой авторитет повысился, и ко мне больше никто не лез. Мальчишки уважают смелость, даже если она однозначно проигрышная, ведь это было не столько сопротивление силы, сколько сопротивление воли, духа.

«Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому»

Святитель Иоанн Златоуст

– Кто научил Вас этому сопротивлению духа?

– Жизнь… интуиция, инстинкт самосохранения. Уточню, что неправильно специально учить ребенка драться просто так. Неправильно учить его злу, но нужно учить его сопротивляться злу силой, когда других методов в запасе больше не остается.

Конечно, христианин должен жить по заповеди: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6, 29), но ведь дети-то еще не христиане. У них еще недоразвиты ни вера, ни воля, ни разум, они пока еще не могут делать осознанный выбор. Дети-христиане – это исключение из правила. Обычно дети живут по законам «животного мира», и жестко налагать на их плечи бремена неудобоносимые – христианскую мораль – отвратить их от себя и от Бога. Нужно учить их идеалу, но до идеала им предстоит еще дорасти. Когда же дети вырастают, то они делают осознанный выбор, терпеть ли обиду, нанесенную им лично.

Хотя во взрослой жизни может быть все просто и, напротив, очень сложно. Простой пример: ты стал свидетелем как обижают женщину, ребенка или старика. В этом случае нужно просто собраться с духом, перекреститься «во имя Отца, Сына и Святаго Духа» и ринуться на защиту. А там… как Господь управит.

Все очень сложно в семейных отношениях. Например, невозможно дать однозначный рецепт женщинам, которых бьют мужья: терпеть ли им побои или написать заявление в милицию. Решение можно найти только в личной беседе женщины со священником и тщательном рассмотрении всех обстоятельств прошлой и настоящей жизни.

Но не всякий совет духовника (даже самый мудрый) женщина сможет принять.

Тогда если у нее нет решимости жить по законам христианским, то нужно жить по законам государства (а всякое избиение человека – это преступление). Нет греха в том, если женщина напишет заявление в милицию на своего мужа, но это и не будет добродетелью. Это будет средний путь между грехом и добродетелью.

– А каков в данном случае греховный путь?

– Месть, убийство мужа, развод. Тюрьма дает возможность одуматься, покаяться и исправиться. А могила или разрушенная семья такой возможности не дают. Месть, то есть ответные побои, попытки «забить мужа сковородкой, чтобы ему неповадно было драться» также ни к чему хорошему не приводят. Даже если муж затихнет и больше никогда на жену руку не поднимет и голоса не повысит, то есть опасность, что он просто перестанет быть главой семьи, а жена укрепится в мысли, что «она – победительница и истинная руководительница семьи». А это опять же попрание Божиих установлений о главенстве мужа в семье.

– Из творений святых отцов мы знаем, что у гнева есть несколько стадий: раздражение, возмущение на словах, гнев в действиях. Что делать, чтобы уже на стадии раздражения остановится и не дать этой страсти развиться далее?

– Еще раз повторю первое «золотое правило» в отношении гнева. Преподобный Иоанн Лествичник сформулировал его так: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении души, середина – молчание сердца при тонком смущении души, а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров». Выражаясь современным языком – «прикуси свой язык», так как гнев воспламеняется от слов.

Нужно беречь друг друга, не допуская гнилых слов, злых жестов и взглядов. «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26), ведь солнце может никогда не взойти для нас или для нашего ближнего. И если Господу угодно, чтобы мы сегодня перешли в вечность, то Ему и угодно, чтобы мы перешли туда в мире со всеми ближними.

Ради собственной безопасности, ради безопасности наших родных берегите друг друга от гнева.

Беседовала Ксения Кабанова

Источник: Журнал «Православный Вестник» №5 (103) / 15 декабря ‘11

Пожертвовать

02 января 2013г.
M3 v.688