Что такое воцерковленность?
Недавно мне задали такой вопрос: «Батюшка, вы часто говорите слова «воцерковленный, воцерковление, воцерковленность». Что это такое, какими критериями определить воцерковленность?». И действительно, что означает быть человеком церковным: читать утренние и вечерние молитвы, ходить в храм по воскресеньям, соблюдать посты? Кого можно считать воцерковленным?
80 правило VI Вселенского Собора говорит, что если человек без уважительной причины три воскресных дня кряду не был на Божественной литургии в общении церковном, если пресвитер, да будет извержен, если мирянин, да будет отлучен. Причем нужно пояснить, что во времена VI Вселенского Собора христианин приходил на богослужение не как зритель.
Речь здесь, конечно, идет о Причастии. Потому что другое апостольское правило говорит, что если человек, находившийся на Литургии, не приступил к Святым Таинам, то до выяснения причин этого он отстраняется от общения церковного: что случилось – или он смертно согрешил, или он еретик и считает, что в храме Божием, в православном храме Святой Церкви не совершается таинство Божие, и поэтому он к нему не подходит, или он находится под епитимьей? Поэтому степень церковности, наверное, может как раз быть выражена вовлеченностью души человека в Евхаристическое общение с Самим Христом.
А это определяет и уклад всей жизни. Молитвы, церковные посты, духовное чтение – присутствует ли все это в жизни человека? Ведь Евхаристия требует от верующего определенного настроя души. И слава Богу, что в нашей Церкви сохранено некоторое испытание, непросто человеку с бухты-барахты подойти к Святым Животворящим Христовым Таинам. Потому что эти Таины могут быть как во спасение души (без них человек не может иметь в себе жизни Христовой), так и в вечное осуждение: Господь очень строго взирает, как христианин относится к величайшей святыне, не пренебрегает ли он ею, не относится ли к ней магически, язычески. Приступающий без рассуждения, мы знаем, суд себе яст и пиет, потому многие болеют и многие умирают из-за того, что без рассуждения, недостойно вкушают эту великую святыню. У нас, в отличие от Западной Церкви, сохраняется обязательная Исповедь перед каждым причащением, когда священник – ему Церковь эту власть отдала – исследует, насколько человек серьезно, внимательно относится к таинству Причастия.
И в этой связи хочется обратить внимание наше, как мы относимся к трудам святых отцов, к каноническим правилам. Что они для нас? Вот человек услышал правило святых апостолов – так должно быть, это норма христианской церковной жизни: регулярно приступать к Святым Таинам. Если человек пропускает по своей беспечности, не по каким-то обстоятельствам (заболел, уехал в длительную командировку в область, где нет храма), а просто решил, что для него полезней приступать к таинствам один раз (в пост, например), то он совершает большую ошибку.
Ведь каноны Церкви – это не какие-то формальные, мертвые, отжившие юридические инструкции, это учение святых отцов, законы жизни, открывающие те условия, при которых душа только и может жить.
Трудно себе представить, что какой-нибудь отец пустынник, преподобный Макарий или Антоний, или Афанасий Александрийский сидел бы за письменным столом и придумывал: «Что бы мне такое сочинить, как моим потомкам-христианам лет через тысячу осложнить их жизнь духовную или церковную, как бы их напрячь?».
Не так все было. Церковь – это живой организм, в котором Господь через Своих проводников, людей с наименьшим по гордости сопротивлением воле Божией, открывает Свою святую волю, как нужно жить, чтобы спастись. И каноны Церкви – это именно те жизненные законы, по которым душа любого человека, в любом времени, в любом народе может быть Духом Святым связана с Господом. Поэтому очень важно не просто теоретически знать учение Церкви, но и следовать ему: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», – говорит апостол Павел.
Истина одна. И одно дело, когда человек, допустим, не знал каких-то духовных законов и жил как все. А другое дело, когда человек встречается с Истиной (потому что учение Церкви это и есть Истина), но не следует ей. Вообще, когда человек сталкивается с Истиной, у него возникает одна из трех реакций. Или он ее принимает и следует за нею от всей души. Или отвергает. И есть третье состояние, когда человек изображает живущего по Истине формально, но фактически не таков. Это самое мерзкое состояние и называется оно – лицемерие.
Так вот, когда человек встречается с Истиной, он должен принять ее всем сердцем. Христианин должен иметь четким основанием церковное православное учение для этого он сам должен хорошо знать святоотеческое учение. Так что когда вопрос возникает и человек слышит различные мнения, он в первую очередь должен найти истину – что в согласии со святыми отцами об этом говорит Церковь. Это требует духовного образования.
Но требует еще и смирения: часто слышишь в ответ: «А я считаю…», и дальше идет какая-нибудь идея, которая, как правило, расходится с заповедями Божиими, например: «Я считаю, что если очень любишь, то совсем не обязательны регистрация брака или Венчание», или, например: «Я считаю, что совсем не обязательно каждую неделю ходить в церковь», хотя есть совершенно определенная заповедь Божия – седьмой день надо посвящать Господу Богу своему. Такое состояние называется на языке духовных врачей, святых отцов, состоянием практически духовной смерти – прелестью. Одна из форм прелести – когда у человека есть мнение, которое расходится с учением Церкви. Так что очень важно сверять свою жизнь по заповедям Божиим и каноническим правилам учения святых отцов и очень важно покоряться Истине. Дай Бог, чтобы мы хотя бы начинали всерьез изучать труды святых отцов. Помогай нам всем Господь.
Протоиерей Евгений Попиченко