7 декабря — память святой великомученицы Екатерины Александрийской

Несомненные достоинства, которыми обладала святая Екатерина — красота, чистота, благородство, мудрость — не имели бы никакого значения для людской памяти, если бы не ее бесконечная преданность Богу и Его заповедям. Мучения, через которые прошла эта юная девушка, перед тем, как принять смерть, могли бы повергнуть в ужас самого отчаянного храбреца. Но страх ни разу не коснулся ее сердца, как бы ни старались мучители. 
 
В своем исповедании христианской веры она была тверда настолько, что множество людей, слышавших ее речи и видевших ее подвиг, обратились ко Христу. Сразу после славной кончины угодницы Божией ангелы перенесли святые останки Екатерины на самую высокую Синайскую вершину. Великомученице посвящен один из самых древних монастырей христианского мира, расположенный у подножия горы Святого Пророка Моисея.
 
Ее имя в переводе с греческого означает «всегда чистая». Осиянная Божественным светом, исполненная благодати Небесной Любви, святая Екатерина для всех поколений христиан стала примером несгибаемой воли и верности Христу. Она сама — источник радости и света для всех блуждающих во мраке погрязшего в страстях и грехах бренного мира.
 
...Шумела и волновалась толпа в ожидании необычного зрелища. Мрачен был кесарь Максимин, снедаемый сомнениями в успехе своих намерений. Удастся ли посрамить эту непочтительную насмешницу, исповедующую новую и непонятную для него религию? Пятьдесят озадаченных старцев-философов переглядывались, не понимая, для чего нужно было их собирать.
 
Неужели только для спора о богах? Причем не с гигантом мысли, поднаторевшим в серьезных дискуссиях о сущности мирозданья и его законов, не с мастером играть словами и замысловато витийствовать, а с некой юной девой. Правда, по словам кесаря, она превосходит мудростью самого Платона, чего быть, конечно, не может, но все-таки вызывает некоторое смущение. Едва ли не народное волнение в Александрии было вызвано одной молодой особой по имени Екатерина. Девушка хоть и юная, но уже достаточно известная в Александрии превосходной ученостью, изысканной красотой и независимым нравом.
 
Происходившая из знатного царского рода, Екатерина к своим 18 годам освоила самые различные науки, овладела таким количеством знаний, которое большинству людей и в течение всей жизни не освоить. Все труды древнегреческих и древнеримских мыслителей — от поэм Гомера до сочинений Гиппократа — ей были хорошо знакомы. Ораторское искусство, чужеземные языки и наречия, диалектика и философия — круг ее интересов.
 
Наряды, украшения, драгоценности, сплетни, праздность, пустословие, — все то, чем обычно заняты мысли юных отроковиц из богатого сословия, Екатерину не интересовало. Впрочем, так же, как замужество. Между тем все ее родственники только об этом и говорили, предлагая ей не гнушаться предложениями руки и сердца, исходившими от мужей знатных и состоятельных. Но Екатерину ни обворожительной внешностью, ни ученостью, ни, тем более, богатством или благородством происхождения привлечь было невозможно. Всем этим она сама обладала с избытком.
 
В глубине души хранила Екатерина убеждение в неком ином ее предназначении, гораздо более важном и высоком, рядом с которым любые разговоры о брачном союзе казались просто неуместными, даже оскорбительными. И вскоре состоялось событие, которое в корне перевернуло ее жизнь.
 
До определенного момента Екатерина ничего не знала о Едином Истинном Боге. В те нелегкие для христиан времена ее мать, тайная христианка, справедливо опасалась за судьбу дочери, понимая, что прямой и горячий характер не позволит той скрывать свою веру от людей. Но не было иного пути для святой Екатерины. Ее желание встретить жениха равного себе было неосознанным стремлением к Жениху Небесному.
 
Это сразу понял благочестивый святой муж, который был духовным отцом ее матери. Его рассказ о чудном Юноше, подобного Которому нет во всем мире, Чьи достоинства и дарования не только не сравнимы с ни с чем, но не имеют числа, стал для Екатерины откровением. С подаренной старцем иконой Пресвятой Богородицы с Божественным Младенцем она вернулась домой. Молитвы у этой иконы распахнули для Екатерины врата в Царствие Небесное. Она молилась так истово, с такими слезами, что была услышана. В житии святой подробно описаны ее встречи в тонком сне со Христом и Богородицей. Первая встреча — когда Божественный Младенец отвернулся от Екатерины, поскольку в ее душе еще не расцвели благоуханные сады истинной веры. И вторая — когда после святого крещения истинная любовь к Богу заполнила все ее сердце, Спаситель дал ей прекраснейший перстень в знак избрания ее Христовой невестой, нетленною и вечною.
 
Слова Екатерины, желавшей спасения всякой заблудшей душе, доходили до каждого, кто имел уши, но только не до кесаря Максимина.
Но еще до того, как стать христианкой, Екатерина чувствовала, что ее душа и весь окружающий мир наполнены дивной гармонией и все созидающей силой, без которой ничего на земле просто не существовало бы. Душа, кому бы она ни принадлежала — язычнику или атеисту, пусть даже закоренелому преступнику или колдуну — хранит в себе как величайшую ценность память о Творце, ее создавшем. Что же говорить о такой незаурядной девушке, как Екатерина?!
 
Услышав глас Божий, Екатерина тотчас же откликнулась на него. Увидев свет Истины, она пошла прямо к нему, не колеблясь и не сворачивая с пути. Кесарь Максимин, прибывший в Александрию, очевидно, так же чувствовал в душе чтото такое, что мешало ему до конца насладиться языческими увеселениями. И когда он услышал от необычной девушки, явившейся в храм во время жертвоприношений, нелицеприятные слова о мерзостности идолопоклонства, он был немало смущен призывом, обращенным к его сердцу, — «Познай Единого Истинного Бога».
 
Видимо, не до конца бесы овладели его душой, если вместо мгновенной расправы с неугодной он призвал на помощь 50 мудрецов, чтобы они в интеллектуальном споре указали дерзкой девице на ее «заблуждение» и «неразумие». Но к тому моменту многое уже поменялось в жизни и мыслях Екатерины. Она обручилась со Христом, восприняв самое высшее знание, без которого все остальные науки не имеют смысла, — знание о Небесном своем Женихе. И это была та сила, которую никакие языческие философы и никакие угрозы сокрушить не могли. Она победила в споре. Мало того, ее речи, исполненные кротости и любви, посеяли в сердцах мудрецов зерна истинной веры, за что император тут же казнил не выполнивших его задумки ученых мужей.
 
В тех событиях, происходивших в 304 году в Александрии, поражает одна особенность: всепобеждающая харизма святой Екатерины находила путь к самым зачерствелым сердцам. Сила проявившегося в ней духовного дара после того, как она стала причастницей Божественного естества, была подобна огненному вихрю. Даже те, кто, казалось бы, навсегда застрял в паутине идолопоклонства, вдохновленные великомученицей, уверовали в Бога Живаго.
 
Слова Екатерины, желавшей спасения всякой заблудшей душе, доходили до каждого, кто имел уши, но только не до кесаря Максимина. Упрямство ради упрямства владело императором. Бес, сидящий в нем, изнывал от ненависти к той, которую не интересовали ни земная слава, ни мишурное богатство, ни тленная красота плоти, — все то, что являлось смыслом жизни императора. В разговоре об истинных ценностях с царицей Августой, императорским полководцем Порфирием и двумястами воинами его, святая Екатерина сказала просто, что «невозможно языком человеческим выразить тех благ, какие Преблагий и Человеколюбивый Бог уготовал любящим Его и хранящим Его повеления». И Августа, и Порфирий, и все двести воинов уверовали во Христа, приняли мученическую смерть и ныне прославлены в лике святых.
«Всесильный» император потерпел фиаско в споре с хрупкой девушкой, не поддавшейся ни льстивым посулам, ни угрозам жестоких мук, ни изощренным пыткам. Оттого и душила его бессильная злоба, оттого и казнил он самых близких себе людей, не пожелавших остаться в темноте безверия. Последнее, что смог сделать увязший в болоте собственной гордыни Максимин, — казнить святую Екатерину через усекновение главы, чем засвидетельствовал свое полное и окончательное поражение.
 
Последние минуты жизни святой явили миру всю полноту Божественной Любви, переполнявшей ее душу. Кто из нас не боится смерти, особенно насильственной, несправедливой? Немощное и слабое человеческое естество противится самой мысли об этом. Привычками к тем или иным усладам привязано оно к земной жизни, приковано к ней нераскаянными грехами и страстями. Заключенный в телесную оболочку человек подобен узнику. Екатерина обрела свободу, оставив все земное, разбив цепи, сковывающие душу, тем самым исполнив заповедь Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк. 9:23—25).
 
Противостояние святой Екатерины и несчастного римского императора не было просто столкновением двух сильных личностей. Оно явило миру дела Божии во всем их величии, с особой значимостью проявившихся в последнем искушении, настигшем Екатерину по пути на место казни. Александрийские женщины, испытывая вполне понятные чувства жалости к святой, уговаривали ее проявить милосердие к самой себе и отречься от Христа ради земных радостей. Невдомек им было то главное, что постигла Екатерина за свою короткую, но яркую, как вспышка молнии, земную жизнь: истинное торжество радости происходит при встрече с Богом, Который и есть красота, венец и слава жизни вечной.
 
Изящество, совершенство, гармония и несгибаемая сила — все это приходит на ум при созерцании прекрасного бутона белой розы. Неудивительно, что именно этот цветок стал эмблемой праздника святой великомученицы Екатерины. Острота шипов и нежность лепестков — сочетание, которое трудно встретить в человеческом мире. Но именно такова она, святая Екатерина, которая и поныне остается источником радости для верующих во Христа, олицетворяя собой непорочность и смирение, благородство и силу духа, — все те добрые начала, к которым стремится христианская душа, ищущая спасения.
 

Алексей и Галина Коршун

№12 (89) / 8 декабря &lsquo09


Журнал «Православный Вестник»


 

05 декабря 2012г.
M3 v.688