«Мы свободны только когда наша воля совпадает с волей Божественной»
Вопросы задавал – протоиерей Александр Березовский. Гость – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Единство в молитве
– Батюшка, 22 апреля по всей стране, во всех кафедральных соборах прошло молитвенное стояние за нашу веру. В последнее время участились нападки на Церковь, на Патриарха, и вот люди доказали, что вера им небезразлична. Вы присутствовали на этом молебном стоянии – поделитесь впечатлениями.
– Событие грандиозное, ничего подобного я не испытывал. Похожие чувства возникали, когда я смотрел хронику с Патриархом Тихоном, когда был Крестный ход на Красной площади. Он стоит, кадит, народу – море, вся Красная площадь в народе. Вот и здесь сравнимое количество людей, точно не могу сказать, но, по-моему, тысяч 75 было. Храм Христа Спасителя вмещает 10000 человек, там в середине выделено место для духовенства, и все равно он вмещает 7 тысяч человек. Площадь, занятая народом, это как раз 7 – 8 площадей Храма Христа Спасителя.
Потрясающая речь Патриарха, сам молебен, у меня просто слезы лились. Потом я поехал на праздник в нашей воскресной школе, немножко на детском концерте отдохнул, но все это врезалось в память, думаю, навсегда. Ко мне подошел один корреспондент знакомый и говорит: «Посмотрите, как много мужчин. Обычно в храме бывает меньше». И я действительно его глазами посмотрел и увидел множество молодых мужиков это, конечно, потрясающе. Милиция вела себя просто идеально.
– Батюшка, я стоял в толпе и видел, как слушали Патриарха – даже никто не шевелился, с каким благоговением молились!
– Такое единство в молитве я впервые ощутил в семинарии, когда 500 молодых, здоровых глоток «Отче наш» читали перед обедом я был не совсем уж юный человек, 28 лет, у меня аж слезы брызнули. И здесь то же удивительное единение. Надеюсь, что Господь нас услышит. И враги рода человеческого тоже, чтобы поняли, как апостол Павел говорит: «Они думают, что мы умерли, а мы живы».
Без Бога грех не одолеть.
– У меня вопрос такой: в миру часто встречается выражение «большая сила воли у человека» – что это означает применительно к христианину? Может это граничить с какой-нибудь страстью, например, с гордостью, и как это сочетается с тем, что сила Божия в немощи совершается?
Господь попускает падение, когда отходит от человека, а отходит Он только по причине гордости человеческой, если человек начинает, прямо или косвенно, приписывать все себе. Нужно признать свою внутреннюю немощь. Если б человек мог победить грех, Господь бы не приходил.
– Сила воли – совершенно необходимая для христианина вещь: силой воли осуществляется то, что преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский называл решимостью. Сила воли должна быть направлена на борьбу с собственным грехом, но, как только человек начинает бороться со своим грехом, он видит, что у него ничего не получается, оказывается немощен против своих страстей, и вот тогда он обращается к Богу. Совместными усилиями Божественной воли и человеческой и достигается победа над страстями. Так что сила воли очень полезная и нужная вещь.
Но спасение приходит к человеку, когда он осознает свою немощь и обращается к Богу. У человека, который продолжает только собственными усилиями сосредоточенно молится, читать правило, понуждать себя ходить в храм, такие усилия бывают бесплодны.
– Батюшка, есть решимость, молитва к Богу, ощущает человек помощь Божию, но все равно через какое-то время происходит падение.
– Господь попускает падение, когда отходит от человека, а отходит Он только по причине гордости человеческой, если человек начинает, прямо или косвенно, приписывать все себе. Нужно признать свою внутреннюю немощь. Если б человек мог победить грех, Господь бы не приходил.
Богу угодно, чтобы человек почувствовал (и это истина) свою полную зависимость от Бога: наша свобода – вещь абсолютно мнимая. Мы можем быть свободны только в одном случае – когда наша воля совпадет с волей Божественной.
– Человеку, рожденному в греховном окружении, очень трудно даже мысленно себе представить, как это так – свобода в Боге?
– А потому что опыта нет, реально нет.
Сила христианина – во Христе
– Батюшка, расскажите пожалуйста, как молиться за своих детей.
– Нет ничего проще, смотрите на меня внимательно, я буду сейчас строгий такой: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господи, помилуй моих деточек, аминь» (крестится). Вот так надо молиться. Еще есть вопросы?
– Анна из Америки: «Очень хочу верить как верили первые христиане. Что давало им такую радость и силу?».
– Радость давала благодать Божия, а благодать Божия пришла потому, что они по-детски прямо восприняли весть о Воскресшем Христе и не боялись, а желали умирать за Христа.
– У них не было сомнений – «а вдруг опять обманут, а вдруг все не так?». У нас же есть опыт двухтысячелетнего христианства – и все равно сомнения.
– Немощь нашей веры в том, что у большинства из нас неправильное христианство.
– С чем связана неправильность? С неправильным пониманием или незнанием?
– Думаю, с неправильным пониманием. Человек религиозный как-то религиозность свою хочет проявить (как человек музыкальный – он либо слушает музыку, либо сам поет). Так реализуется его потребность в творчестве. Религиозный человек нуждается в молитве – и в уединенной, и вместе со всеми, ему важно чувствовать, что он не один на Земле молится Богу. Я и прихожанам говорил, что если двое или трое соберутся во имя Христово, Он будет с ними, а если 75 тысяч соберется? Поэтому очень важно иметь реальный опыт, на котором зиждется вера. А наша религиозность направлена не на Христа, а на самих себя.
Что такое христианство? Христианство есть жизнь во Христе: человек хочет познать Христа и Ему служить – «что вы сделали одному из малых сих, то сделали и Мне». А человек приходит в Церковь, чтобы ему послужили: «а вы мне объясните, а вы со мной не так поступили, а вы мне дайте это, а как мне молиться за детей? А как это? А вот вы мне дайте, дайте, дайте». Извините, не хочется никого обижать, но это чистое язычество.
«Вот что бы мне такого прочитать, чтобы мне Бог за это что-то дал?». Ничего такого нет, это к колдунам надо обращаться, он что-то там побормочет и что-то тебе за это пообещает. У Бога не так. «Сыне, дай Мне свое сердце» – вот чего хочет Господь: кто любит сына или дочь, жену или мать, родину или работу, искусство или пение птиц больше, чем Меня, тот Меня недостоин. Единственный свет в очах христианина – Христос.
– Батюшка, как должна проявляться любовь к Богу большая, чем к своим родным?
– Очень просто. Человек должен каждый день быть «заточен» на то, чтобы все время служить. Вот есть какая-то возможность послужить Христу: «алкал Я, и вы дали Мне есть жаждал, и вы напоили Меня был странником, и вы приняли Меня был наг, и вы одели Меня был болен, и вы посетили Меня в темнице был, и вы пришли ко Мне». Вот смысл жизни. Христос пришел не чтобы Ему послужили, а чтобы послужить, и ноги умыл ученикам. «Смотрите, Я Господь ваш и Учитель, Я умываю вам ноги» – зачем Он это сделал? Он не мог иначе сделать. А потом все ученики разошлись. Апостол Фома в Индию пошел, жизнь там отдал за Учителя. И сейчас пойди проповедуй в Индии Христа – с тебя там кожу снимут эти представители древних религий. Они очень все такие древние, но эта древность-то какого рода? Сатанизм чистой воды. Фома хотел послужить этому народу, рассказать о Христе, потому что всех создал Христос, в словах Его всегда есть звуки, на которые отзывается любая душа.
Смысл жизни не в том, чтобы как можно больше себе набрать но приходите в церковь – и насытим. Если мы хотим достигнуть Царства Небесного, мы должны во Христе умереть, чтобы совоскреснуть со Христом, вот что такое христианство. А не то что «а где тут за здравие, а где тут за упокой, а что вперед есть – кулич или яйцо?».
– Да, батюшка, речи о том, умереть ли со Христом, нет...
– Вот в чем дело-то, вот в этом главная проблема. Древние христиане-то как? Например, апостол Павел: «Желаю умереть, разрешиться от тела и быть со Христом». То есть он так хотел встречи, что готов был претерпеть, а у нас? Все цепляемся до последнего момента, какие-то страхи, малодушие, потому что маловерие.
– Батюшка, вот Вы сказали, что в каждом человеке живет религиозное чувство, а в сатанистах – какое оно? Или в атеистах, они же вообще Бога отрицают.
– Я почему говорю, что они обманщики? Если Бога нет, тогда зачем храмы взрывать? Зачем священников расстреливать? Ну ладно убивать, взял и расстрелял, но зачем топить его в отхожем месте? Зачем ему, священнику, вспарывать живот? Зачем его прибивать гвоздями к Царским вратам? Ну он заблуждающийся, поп-мракобес, но зачем его убивать? У него 8 детей.
Нет уж, это тоже религия, только со знаком минус, потому что христианство – свет, а им этот свет ослепляет глаза. И они перестают видеть нас, они думают, что мы вообще маргиналы. Почему это происходит? Они нас называют мракобесами. Почему? Они в этом свете видят свое отражение, бесовские рожи свои. Поэтому они называют нас мракобесами.
Это Амвросий Оптинский – мракобес? Святейший человек, небожитель, кротчайший. Я даже когда-то рассказывал – мне подарили портрет Амвросия Оптинского, фотографический, с прижизненного портрета, я принес в мастерскую окантовать там парень, азербайджанец, и говорит: «Слушай, а кто это такой? Какое лицо, я никогда таких не видел». – «Ты знаешь, – я говорю, – это святой человек» – это еще до того, как он был прославлен. «Святой, да? Я тебе бесплатно сделаю». Первый случай с этим портретом. Второй: я переезжал на другую квартиру, поставил этот портрет у лифта, пошел за ящиком с книгами, прихожу – портрета нет, уперли. Я сначала, конечно, огорчился, но потом подумал: «пусть Амвросий преподобный на него будет воздействовать, что-то с ним произойдет – бывают такие чудеса».
Помню, у нас в семинарии Библию украли у одного студента – ректор всем дарил. Ну, как вот кто-то Библию украл и дочитает до того места, где будет написано «не укради», это же анекдот. Так что это тоже религия они говорили: «Бога нет», но их бог был – пролетариат. Потом, они же верили в светлое будущее человечества, они же строили новое общество, кто мешал? Купцы мешали? Расстрелять! Офицеры мешали? Расстрелять! Интеллигенция мешала, философы, ну они их выслали, кое-кого посадили. Потом крестьяне помешали. Те, которые трудом создавали экономику страны (они их называли «кулаки»), – свинца жалко, просто вывезли и мало кто выжил. Попы, конечно, мешают всех носителей другой веры надо истребить – это же была религиозная война. У нас на территории России была религиозная война, и не только коммунизма с Православием. Некоторые говорят: вот, евреи сделали революцию. Да, среди революционеров было много евреев, но они же уничтожали и синагоги, сажали и расстреливали раввинов, сжигали Тору.
– Сатанизм не терпит ничего другого.
– Наши большевички и есть дьяволопоклонники, они разрушители. Вообще, первый революционер во вселенной был сатана, Люцифер, это он восстал на Бога. А вот уже все последыши современные, пуси-муси, это все маленькие бесенята из этой серии. Если тебе Путин не нравится, поезжай куда-нибудь в дом отдыха да спляши на сцене, – нет, надо поглумиться над храмом.
Ленин же говорил: «Лучше пьянство, самый откровенный разврат, только чтобы не было идеи Боженьки».
У каждого свой путь
– Батюшка, вопрос. Павел из города Каменска-Уральского: «Церковь отрицает рок-музыку. А я слушаю рок, благодаря року пришел к христианству, как Вы это можете объяснить?»
– Нет ни одного церковного документа, который бы выступал против рок-музыки, а от имени Церкви могут говорить только Архиерейский Собор, Священный Синод и Святейший Патриарх. Поэтому говорить, что Церковь плохо относится к рок-музыке, некорректно.
Отдельные священнослужители, и я в том числе, считают рок-музыку неполезной: она возбуждает в человеке низменные чувства, своими ритмами воздействует определенным образом обычное выступление рок-музыкантов очень похоже на беснование: дым, вопли, крики, как будто находишься в аду. Теперь о том, что вы пришли благодаря року к Богу. Когда мне говорят что благодаря чему-либо, что мне не очень нравится, кто-то пришел к Богу, я рассказываю один случай, который был 10 лет назад. Ко мне пришла женщина и говорит: «Батюшка, я только из тюрьмы». – «А за что ты туда попала?», – я говорю.
«Я зарубила мужа топором» – она 8 лет отсидела, пришла ко мне на Исповедь и говорит: «Благодаря тому, что я попала в тюрьму, я уверовала в Бога. В тюрьме был храм, я теперь воцерковленный человек и благодарна Богу, что попала в тюрьму, – так бы я, может, Бога никогда бы и не узнала». Но сами понимаете, чтобы прийти к Богу, я не могу людям порекомендовать зарубить своего супруга. Некоторые приходят к Богу через наркоманию – когда человеку уже начинают бесы являться, он прибегает в храм и говорит: «Спасите меня, я погибаю» и обращается к Богу за помощью. Я знаю случаи, когда люди в результате сумасшедших своих действий оказывались на самом дне и приходили в итоге к Богу но не обязательно все же на дно ада спускаться.
– Еще вопрос: «В Послании к Колоссянам апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Как это правильно истолковать?»
– Святые отцы, когда кто-то им сообщал, что некто из монашествующих на молитве видит ангелов, отвечали: «Лучше бы он видел свои грехи» – видение ангелов не влияет на духовную жизнь человека, но может ее надмевать, а видение своих грехов – это подлинное духовное видение, от которого бывает великая польза душе.
– Сейчас очень популярны письма старцев своим духовным чадам.
– Как правило, это очень хорошие советы, но надо только всегда помнить, что этот совет не тебе дан, не всегда можно использовать этот пластырь на твоих ранах. Читать это полезно, ты начинаешь ориентироваться в духовной жизни, но упаси Бог принимать эти советы как истину в последней инстанции.