4 августа — день памяти св. Марии Магдалины

Вряд ли император Тиберий мог ожидать, что всю правду о величайшем в истории человечества событии, произошедшем в Иудее, он услышит от скромной молодой женщины, а не от мужчины крепкого сложения, не страшащегося римских воинов или умудренного жизнью старца. Но именно женщина с сияющими глазами, с ее ничем, казалось бы, не подкрепленной решимостью, возвестила владыке языческого мира о славном Христовом Воскресении. Ничтоже сумняшеся, император воскликнул, что такое невозможно, что скорее куриное яйцо, которое он держал в руке, покраснеет.

В ту же секунду белая скорлупа окрасилась в яркий красный цвет. Так об этом повествует предание. Произошедшее чудо заставило императора подумать о том, чтобы возвеличить Иисуса Христа и ввести его в пантеон римских богов, но сенат отверг эту идею. Римские сенаторы руководствовались собственной патрицианской гордыней, при этом, сами того не ведая, оказались правы. Истинный Бог не мог быть низведён до уровня языческих идолов, которые суть бесы.

Христиане всего мира каждый год в дни Светлой Пасхи, возвещая радостную весть о Христовом Воскресении, дарят друг другу крашеные яйца, следуя традиции, начало которой положила самоотверженная отважная женщина по имени Мария из Галилейского селения Магдала.

О том, кто она и как жила до встречи с Господом, мало что известно. Ясно одно — это была необычная женщина, щедро наделённая умом и красотой. Но «кому дано много, много и потребуется» (Лк.12, 48). Как часто, мы бездарно растрачиваем свой потенциал попусту, понапрасну тратим усилия, ставя перед собой ложные цели, тем самым позволяя бесам поселиться в нашей душе. Вот и с Марией Магдалиной случилась беда.

Она первой увидела воскресшего Господа и была избрана Им для того, чтобы возвестить остальным ученикам о Своём славном Воскресении

Её, вполне успешную, с современной точки зрения, молодую женщину постиг духовный недуг — бесноватость. Западные христиане незаслуженно приписали Магдалине блудный грех, хотя Святое Писание как о блуднице говорит совсем о другой женщине, безымянной. Тем не менее, учёные-историки до сих пор пытаются понять, кем же на самом деле являлась Мария, молодая, незамужняя, вполне самостоятельная и обеспеченная жительница Магдалы, из которой Христос изгнал семь бесов (Лук.8, 2). Что это были за бесы, и была ли она до встречи со Спасителем подвержена греху прелюбодеяния — не нам судить. Скорее всего, в жизни и в душе Марии все было гораздо сложнее. Возможно, она искала в окружающем мире то, о чем только догадывалась.

Она искала ответы на вопросы, которые люди и поныне задают сами себе: кто мы и откуда, в чем смысл жизни и в чем тайна смерти? Иудейская религия, к тому времени уже насквозь пронизанная лицемерием, не могла удовлетворить пылкую ищущую натуру молодой женщины. А с другой стороны, ее положение в обществе само собой подразумевало многочисленные соблазны и искушения. И вместо духовного восхождения с ней случилось то, что случается со многими нашими современниками, ищущими откровения в эзотерических псевдоучениях и ложных религиях. Мария впала в грех.

Тот самый грех, в котором уже непонятно, что первопричина, а что следствие. Тот самый грех, в котором страсти и немощи, нечистые помыслы и душевные болезни сплетены в один тугой змеиный клубок.

Глубоко было её падение, страх и ненависть царили в её душе, когда пришел в Магдалу Тот, о пришествии Которого возвещали древние пророки. Избавив Марию от тьмы, в которой она до той поры пребывала, Он призвал её к свету, от власти сатаны — к Спасению.

С тех пор Мария Магдалина неотступно следовала за Христом, служа и помогая ему во всем. Она уже не представляла себе иной жизни, иного пути, кроме жизни и пути с Богом. И совсем неудивительно, что она, вместе с Матерью Божией и апостолом Иоанном, не покинула Спасителя в самые ужасные часы его земной жизни, часы мучений и страданий. Разве её мог устрашить гнев властей, так напугавший самых верных учеников Христа? Сам Господь избавил её от страха, изгнав его вместе с бесами. Ее жизнь всецело принадлежала Господу.

Ужасно стать свидетелем гибели любимого человека. Невыносимо было Магдалине видеть унижения, поругания и смерть Того, Кто принес радость всему миру, в Ком заключался смысл и свет её жизни. И все же вера, однажды озарившая ее сердце, пересилила отчаяние. Мария Магдалина, по свидетельству Святого Писания, выдержала пытку, которую не выдержали бы самые закаленные мужчины — пытку любовью. Она до самого конца, до тех самых пор, когда тьма окутала землю, стояла у Голгофы. Когда с плачем с креста снимали мёртвое тело... Когда в спешке — поскольку на следующий день должен начаться праздник иудейской Пасхи — переносили и укладывали во гроб... Когда заваливали гробницу огромным камнем... Все это время Мария не отходила от Господа своего, как будто не желая понять, что Он умер. Эта мысль не могла уместиться в ее сердце.

И всю ночь она не могла отойти от склепа, не могла уснуть, безмерно было её горе. И все-таки она знала, что в первый день недели, следующий за субботой, ей вместе с другими женами-мироносицами, еще предстоит довести до конца обряд погребения, умастить тело Спасителя миром и благовониями. Наверное, в тот момент она была одной из немногих последователей Христа, кто не разумом понимал, но всем существом своим чувствовал, что Господь не оставит ни ее, ни разбежавшихся апостолов, ни предавшее его человечество. Каким образом это произойдет, она не знала, но любовь к Господу в ее сердце говорила, что так будет. Одного она не понимала, как они, слабые женщины, отвалят тяжелый камень от входа в гробницу.

...Она первой увидела воскресшего Господа и была избрана Им для того, чтобы возвестить остальным ученикам о Своём славном Воскресении. Сила духа, преданность и самоотвержение, ставшие её сущностью, сделали её избранницей Господа. То, что благую весть отчаявшимся, потерявшим почву под ногами апостолам принесла именно Мария Магдалина, не говорит о ее особом статусе среди учеников Христовых.

Это говорит о ее сердце, полном горячей любви, светлой надежды и чистой веры. Тем не менее, возвестив о Воскресении Господа, Магдалина стала, своего рода, апостолом для апостолов, поскольку в переводе с греческого слово «апостол» означает «посланник». Этим обстоятельством не преминули воспользоваться гностики, чтившие знание выше веры, поставив Магдалину над апостолами и приписав ей апокрифический текст так называемого «Евангелие от Марии Магдалины». Дальше — больше. Еретические фантазии не только опорочили образ святой Марии Магдалины, но и кощунственно исказили сказанное в Писании. К XX веку эти измышления, навеянные лукавым, нашли своих приверженцев среди западных деятелей культуры, написавших лживо-сенсационные книги, вроде «Кода да Винчи», и снявших высосанные из пальца фильмы, наподобие «Последнего искушения Христа». Людская глупость, зависть и, главное, маловерие поистине не знают границ.

Оттого и не утихают на Западе споры о том, кем же на самом деле была святая Мария из Магдалы. Оттого ей и приписываются самые невероятные свойства и поступки. Для тех, кто погряз в собственных страстях, нет разницы между плотскими инстинктами и Божественной любовью, в которой Магдалина растворила всю себя без остатка.

Но и она не сразу узнала воскресшего Господа. Как маленький ребенок, потерявший в толпе родителей, она плакала у пустого гроба. Единственная ценность, оставшаяся в ее жизни, мертвое тело Христа — исчезло. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Иоанн. 20, 13). Когда Иисус окликнул Марию, ей показалось, что перед ней садовник, и лишь через мгновение, длившееся для неё вечность, она узнала знакомые нотки голоса Учителя, когда он назвал ее по имени. Она словно прозрела. Словно молния осветила ее сознание.

Мария вспомнила все слова Иисуса, когда-то казавшиеся ей туманными, в которых он говорил об искуплении грехов человечества Его мучительной смертью, о Его грядущем Воскресении из мертвых на третий день. Что могла сделать она, при всех её выдающихся качествах, простая женщина, захлебнувшаяся волной необычайной радости, частицы которой по сей день доходят до каждого христианина в свете пасхальных огней? Как могла она выразить свои чувства? Только припасть к ногам Спасителя, как сделал это когда-то блудный сын, вновь обретший отца. В этот момент сумерки рассеялись, и первые лучи восходящего солнца осветили мир.

Не так ли и всё человечество уже два тысячелетия идет от тьмы к свету, пробираясь в потёмках собственной душевной повреждённости к стопам бесконечно терпеливо ждущего Отца? ...Магдалину ждала долгая жизнь, которую она закончит в Ефесе. После сошествия на нее вместе с апостолами Духа Святого ей еще предстояло пройти множество дорог с проповедью Благой Вести. Пылкость ее нрава, упрямая и ищущая натура, которые до встречи со Христом лишь мешали, стали ей подмогой в тяжком труде проповедника Слова Божьего. И везде, где бы она ни была — в Италии, в Коринфе, в Македонии или Малой Азии — везде Мария Магдалина будет говорить апостольские слова, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.

Главными же её словами станут слова, которые слетели с ее губ в светлое утро Воскресения: «Я видела Господа».

Алексей и Галина Коршун

Источник: Журнал «Православный Вестник» №8 (85) / 14 августа ‘09

Пожертвовать

02 августа 2012г.
M3 v.688