23 июня — день памяти блаженного Космы Верхотурского

Перелистывая страницы истории государства Российского и окунаясь в водоворот событий, происшедших с нашей страной за десятивековую историю, пытаясь осознать, сколько же вынес русский народ в борьбе за сохранение своей веры и себя самого как этноса, невольно приходишь к пронзительной мысли. Никакому другому народу подобные испытания и не снились. Никакая другая страна не подвергалась таким искушениям, такому поруганию, таким всенародным терзаниям. А если и подвергалась, то неизбежно исчезала с политической карты мира. Но только не Русь и не русский народ. Загадочную русскую душу невозможно ни победить, ни растоптать.

Как бы ни злобился враг рода человеческого, существующие законы природы одинаково действуют и в материальном, и в духовном мире - действие равно противодействию. Чем сильнее и изощреннее коварство отца лжи, тем плотнее ряды русских святых, небесных молитвенников о Руси. И в этом Христовом воинстве нет разницы между прославленным ратником, одолевшим видимого неприятеля на поле брани, и отшельником, год за годом боровшимся с невидимым врагом в удалении от людских глаз. Поэтому в сонме небесных заступников России одинаково важны и доблестные полководцы, и преподобные старцы, и всенародные пастыри. И убогие блаженные, чтимые в народе за по-детски непосредственную веру во Христа, ради Которого они добровольно принимали подвиг юродства.

В отличие от других стран и народов, Русь была богата ими, Христа ради юродивыми. Находившиеся вне общества, вне мира, его правил и этики, они часто смущали обывателей неадекватным поведением и внешним видом. Но еще чаще поражали окружающих необычайной духовной силой, позволявшей им на равных говорить с сильными мира сего.


Они не были наделены многими великими талантами, но имели главный дар - любовь ко Господу. Единственный свой талант Христа ради юродивые взрастили и преумножили во много раз, удостоившись славы Небесной. Такими простыми и, даже по человеческим меркам, немощными воинами Христа были Верхотурские блаженные, жившие примерно в одно время - на рубеже XVII и XVIII веков - Иоанн и Косма. Оба они причислены к Собору Сибирских святых, празднующемуся 23 июня. Тот и другой по своему смирению избегали славы людской, житий их написано не было. Но если об Иоанне неизвестно практически ничего, то о Косме остались устные предания.

Он родился в Верхотурье в благочестивой и довольно обеспеченной семье. Отец занимался торговлей. Мать, дочь священника, вела хозяйство. И все бы хорошо, но Косма родился калекой. Как сказали бы сейчас, был инвалидом с детства. Болезнь ног не давала ему возможности вести обычный для мальчишки образ жизни. Наоборот, для городской ребятни он был изгоем: ни побегать с ним наперегонки, ни в чижа поиграть.

Дети, как правило, бывают неоправданно жестоки к непохожим на них сверстникам, выпадающим из привычной схемы окружающего мира. Так что натерпелся Косма в детстве от мальчишек. Подразнить дурачка или калеку - одно из развлечений детворы в до-телевизионную и до-компьютерную эпоху. Вот и гонялась развеселая ребятня за смешным, неуклюжим колченогим мальчишкой, которому ничего не оставалось, как молиться, заливаясь слезами, да прятаться в придорожных канавах в кустах репейника.

Святой блаженный Косма Юродивый Христа ради - человек Божий

Он был выключен из привычной для ребенка среды. Исключен и не допущен к обычным детским шалостям и проказам, которые, прорастая во взрослую жизнь, могут обернуться настоящими греховными страстями. Он был огражден от них болезнью, принесшей множество страданий, но и явившей на нем дела Божии (Ин. 9, 3). Возрастая с молитвой на устах, юный Косма неумолимо шел к единственно возможной цели для калеки, возлюбившего Бога всем сердцем, всей душою, всем разумением - к блаженному юродству Христа ради.

Для юродивого нет иной жизни, кроме жизни с Богом. Все его существование неразрывно связано с Церковью. И вовсе не оттого, что там, на паперти, можно получить милостыню от добросердечных христиан, но потому, что храм Божий для блаженного - центр мира, вокруг которого вращается все остальное, что составляет немаловажную и даже весьма значимую часть жизни обычного здорового человека.

Для юродивого все, что вращается в суетном мире, не имеет никакого смысла. Юродивый Христа ради - человек Божий. Он уже здесь на земле сподобился того, что все остальные благочестивые христиане лишь ожидают и на что надеются - жизни с Богом. Не потому ли его и называют блаженным, что Божиему человеку почти ничего и не нужно здешнего, земного. Из всего того, что кажется нам необходимым для жизни, без чего мы чувствуем себя некомфортно, он берет только то, в чем по-настоящему нуждается тело - краюшку хлеба и каплю воды. А спать можно и на голой земле - если лето. К холодам можно привыкнуть. В лютые морозы отогревать босые пятки прямо на раскаленных углях - не может их жар причинить вреда телу, которое подчинено духу.

Таким был блаженный Косма, зимой и летом ходивший в одной рубахе и босиком, совершенно не придавая значения возможным страданиям плоти. Словно земной ангел, чье тело лишь видимость для него самого и всех окружающих. Главным в его жизни были молитва и пост. Точнее, молитва и пост - и были его жизнью. Он молился днем и ночью: днем на богослужениях, ночью - перед монастырскими храмами.

Предание, которому следует иконография Космы, описывает святого как благообразного, еще весьма молодого, человека (он предал Богу душу в 1706 году, в возрасте 30-35 лет). В таком ангельском облике он не раз после своей смерти являлся в тонком сне к боголюбивым христианам, нуждавшимся в его помощи. При жизни же блаженный Косма стал проводником дел Божиих, совершив деяние, которое даже теперь, по прошествии нескольких веков, поражает воображение не только верующих людей.

Земля, взятая с его могилки, и вода из источника, называемого «слезы Космы юродивого», исцеляли от многих, особенно детских, болезней

12 сентября 1704 года состоялось торжественное перенесение святых мощей праведного Симеона из села Меркушино в город Верхотурье. Торжественным крестным ходом православные прошли 60 верст. И весь долгий путь, который и для нормального здорового человека весьма тяжел и не прост, за ракой с мощами блаженный Косма следовал на коленях. Не по капризу или тщеславному желанию казаться еще более благочестивым, чем на самом деле. За гробом святого Симеона он полз по благодати Божией, изнывая бренным телом, но духом возносясь к Небесам, даже не задумываясь о том, что для христиан его подвиг - пример того, какой должна быть истинная вера: через смирение, неприятие тленных ценностей суетного мира к полному самоумалению, подобному тому, какое явил человечеству Спаситель.

Косма и праведный Симеон общались. Общались, как старые друзья. Только диалог их не могли слышать окружающие. Все, что доставалось на их долю, - это возглас изнемогающего от усталости Космы: «Брате Симеоне! Давай отдохнем!». И тогда гроб сам собой останавливался, становясь совершенно неподъемным, никакая сила не могла сдвинуть его с места. Только после молебна и сугубой молитвы юродивого шествие могло вновь продолжить движение. Всего остановок случилось три - в селе Костылева и в деревнях Путимка и Заимка. В ознаменование славных Божиих дел, явленных через святого Косму, на всех трех местах остановок построили часовни, а позже - храмы.

И после смерти блаженного оба Верхотур-ских святых оставались связанными невидимыми духовными узами. Паломники, приезжавшие к святому Симеону, обязательно посещали часовню блаженного Космы, воздвигнутую на месте его упокоения на берегу реки Туры, рядом с Троицким собором. Земля, взятая с его могилки, и вода из источника, называемого «слезы Космы юродивого», исцеляли от многих, особенно детских, болезней. В 1902 году на переустройство часовни в храм одним из первых сделал пожертвование отец Иоанн Кронштадтский, таким образом засвидетельствовав почитание Верхотур-ского исповедника.

... В детстве святому Косме часто приходилось спасаться от безжалостных мальчишек, желающих развлечься издевательствами над калекой. Скажите на милость, мог ли он, хромоногий, спастись от них бегством?

Если это и был бег, то весьма условный. В этих детских передрягах Косма мог уповать только на Бога. Видимо, тогда, в детстве, он понял бесконечную силу сердечной молитвы. Силу, не знающую преград.

Однажды, в очередной раз спасаясь от банды сорванцов, он оказался на берегу Туры. Позади кричали мальчишки, угрожая ему камнями, впереди серебрилась на солнышке река. Истово молясь, слабенький убогий Косма бросился в воду. И вода не поглотила его. На глазах изумленных недругов он «аки по суху» перебежал на другой берег, не поддавшись сомнению ни на йоту.

Если бы все люди могли откинуть суетную неразбериху мыслей, которая в основном состоит из тщеславия и уныния, обратили бы мысленный взор к Небесам, к Царствию Божию, то хождение по воде уже не было бы чудом. Но для этого нужно научиться истовой сердечной молитве. Такой молитве, которая была у блаженного Космы Верхотурского, Христа ради юродивого.

Алексей и Галина Коршун

Источник: Журнал «Православный Вестник» №6 (95-96) / 16 июля ‘10

Пожертвовать

21 июня 2012г.
M3 v.688