«Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
Многие думают, что так бывает только в кино или книгах. Помните замечательное произведение Александра Сегеня «Поп»? У главного героя книги – протоиерея Александра Ионина – кроме двух родных, взрослых сыновей, ушедших воевать на фронт, было еще восемь приемных детей, по-разному попавших в семью священника. У кого-то убили родителей и сожгли дом, и они, до смерти напуганные, бежали от этой войны и смерти. Брат с сестрой были беженцами из Ленинграда, а двое других сбежали из детского концлагеря Саласпилс, куда немцы свозили детей казненных родителей и брали у них кровь, что они, маленькие, невинные существа, запомнили на всю жизнь, и это казалось им страшной мукой.
Все их, несчастных, искалеченных, тощих, изможденных и больных приютил в своем доме отец Александр Ионин, дав каждому то самое ценное и дорогое, чего они навсегда оказались лишены – теплоту, любовь, заботу и ласку. Дети так полюбили и привязались всей душой к этому доброму и мудрому пастырю, что потом, когда за отцом Александром прямо в храм для расправы пришли красногвардейцы, они наперебой подставляли свои оголенные до локтя ручонки и громко, исступленно кричали: «Отпустите нашего батюшку! Возьмите всю мою кровь. Возьмите! Только не трогайте батюшку!»
Но, оказывается, и в наше мирное время есть люди, которые отваживаются на такой высокий подвиг воспитания детей. На Южном Урале, в Оренбуржье, в поселке Саракташ живет удивительная семья – в ней 70 детей! В это трудно поверить, пока не увидишь своими глазами. Все они живут под одной крышей. А началось все в далеком 1992 году, когда в семью протоиерея Николая Стремского, будущего настоятеля Свято-Троицкой Обители Милосердия, и его супруги матушки Галины попал первый ребенок. За нашей короткой встречей, запомнившейся теперь на всю жизнь, батюшка рассказал, как попали в его дом детки, и поделился опытом, как не бояться проснувшихся в ребенке генов.
«Вам ребенок не нужен?»– Некоторые дети попадают к нам чудесным образом. Вот Василиса, например. Мы с матушкой сидели, пили чай, вдруг звонит из роддома заведующая родильным отделением и говорит, что родилась девочка, вес 3600, здоровая, хорошая девочка, но мама от нее отказалась. Вам ребенок не нужен? – Мы переглянулись с матушкой – ну, как «ребенок не нужен»? Да нужен, как может быть ребенок не нужен, ребенка предлагают по телефону! это даже как-то странно. Жалко котенка бывает, а это ребенок…
А время такое было – начало девяностых, детские дома были переполнены – малыши практически спали в коридорах. Мы знали об этом не понаслышке – часто общались с директорами детских домов и директором дома грудного ребенка. Они даже просили им помочь, говорили, что если есть возможность, возьмите, пожалуйста, детей, у нас их очень много… Поэтому в таких случаях мы не отказывались.
Иногда детей к нам приводили. Как сейчас помню, из Ханты-Мансийска женщина приехала, практически за руку ребенка привела, у него даже ничего из документов при себе не было. 7 лет тогда мальчишке этому было.
Иногда мы с матушкой сами ездили в детский дом. Вроде одного – двоих хотели взять, а получалось, что целая семья – там их трое или четверо, нельзя разлучать, поэтому брали всех.
Однажды такой случай был. Бабушка привела своих внуков, девочку с мальчиком, и попросила: «Возьми, пожалуйста, батюшка, я уже старая». Конечно, ей девятый десяток, старенькая, слабенькая. Дочь ее убили, а сын в тюрьме сидит, откуда практически и не выходит: выйдет, побудет какое-то короткое время на свободе и опять туда попадает.
Бабушка поняла, что некому детей воспитывать будет, вот и попросила нас с матушкой. Мы взяли их на воспитание. Буквально недавно мальчишка к нам приехал, попросили меня взять на воспитание ребенка. Вроде уж решили с матушкой, что больше не будем брать, но вот когда так приходят, вижу, что есть на это воля Божия – надо взять.
Из 70 приемных детей, взятых из детских домов разных городов России, 24 были усыновлены семьей Стремских, остальные находятся под опекой. За эти 18 лет многие из детей уже выросли – «определились в жизнь» – как трогательно и с любовью рассказывает батюшка, вышли замуж, женились, и у них уже родилось больше 20 малышей! Сегодня под крышей дома осталось 45 человек.
Кто-то должен делать добрые дела
– Тяжеловато, конечно, заниматься воспитанием детей. Помимо того, что дети у нас разных национальностей и возрастов, у всех разные наклонности, и от этого никуда не денешься. Брать детей все равно надо, потому что кто-то должен добрые дела делать. Но воспитывать нужно правильно – в вере православной. Я такую вещь заметил – даже если у ребенка наследственность проснется, он уже будет знать о Боге, дорогу к храму Божиему – куда бежать надо, когда случилась беда, когда он почувствует, что такое немощь человеческая. Поэтому нужно воспитывать детей, невзирая на их наследственность.
Прежде чем взять ребенка из детского дома, хорошо бы посоветоваться со своим духовником, чтобы с рассуждением это было, чтобы ребенок, который воспитывается у вас в семье, был в радость. Надо помолиться, почитать литературу, как заниматься воспитанием детей, чтобы не было перегибов, перекосов в разные стороны, что часто мы наблюдаем сегодня.
Вопиющие случаи, когда за рубежом в семью берут ребенка из детского дома, а потом они чуть ли не убивают его – у них не хватает нервов, не выдерживает психика. «Как же так, – возмущаются они недовольно – он не такой, как мы хотели». Не будет он таким, как мы хотим! Он будет именно таким, каким его уже создал Бог. Проявятся гены, и с этим нужно будет как-то смириться, и с Божией помощью выводить, выправлять его.
Батюшке Николаю и матушке Галине Стремским Бог дал особого рода семью и особые заботы – воспитывать в любви и вере не двоих, троих или пятерых детей, а сразу 70, что ответственнее, наверное, в 70 раз. Все ребята обучаются в православной гимназии во имя св. прп. Сергия Радонежского.
В семье строго придерживаются старой русской традиции раздельного воспитания, поэтому мальчики просыпаются раньше – у них первая смена. Девочки занимаются во вторую смену, успевают с утра и порядок в комнатах навести, и с малышами понянчиться.
Матушка Галина окончила иконописную школу в Троице-Сергиевой Лавре, и сегодня занимается тем, что пишет иконы. Так что все хозяйственные заботы распределены между детьми: старшие помогают младшим, готовят еду, следят за чистотой в доме, а кроме того, ухаживают за старенькими и немощными бабушками и дедушками, что живут рядом в Доме Милосердия, открытом отцом Николаем еще в 1994 году.
Конечно, детки не только учатся и трудятся. Отец Николай и матушка Галина дарят детям все, что только могут дать по-настоящему любящие родители. Летом сначала девочки, а потом мальчики отправляются отдыхать на юг. Традиционными стали и поездки по святым местам не только России, но и Америки. Дети с удовольствием путешествуют, видят мир и самое главное – узнают веру.
А еще все дети в семье Стремских любят петь, поэтому все вместе – это большой дружный хор. Поют девочки и мальчики прежде всего на богослужениях. Но вот по нашей просьбе исполнить что-нибудь батюшка зовет девочек. Из комнаты буквально высыпают девчонки всех возрастов, моментально сообразив, зачем их позвали, и деловито строятся по росту. Но что поражает больше всего: они, только что смеявшиеся, дружески подталкивавшие друг друга и поправлявшие платья и косички, через несколько минут преображаются и поют красивейшее и глубокое, совсем не детское, песнопение «Ты моя Мати, Царица Небесная…».
Мы смотрим на них, глазами, полными слез, и радуемся: ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети!
Подготовила Елена Рысева
Фото Л. Терентьевой, Т. Морозовой